Департамент труда и социальной защиты населения города Москвы

 

 

Принято:                                                                    Утверждено:                                               

на пед. совете №4 21.06.18г                                   Директор ГБУ ЦРИ «Бескудниковский»                                        

педагогического отделения                                     ____________________М.Г.Мартынюк                                                                    

___________Е.В.Васильева                                     «_______»___________________2018г                                                                                                  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Программа развития

педагогического отделения

 ГБУ ЦРИ«Бескудниковский»

на 2018- 2022 гг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва 2018

 

 

Содержание Программы развития педагогического отделения

 ГБУ ЦРИ«Бескудниковский»

  1. Паспорт Программы развития на 2018-2022 гг.

1.1. Введение

1.2. Информациооно-аналитическая справка о деятельности педагогического отделения ГБУ ЦРИ«Бескудниковский» за период 2013-2017гг.

2.Основные характеристики учреждения

2.1.Выполнение государственного задания на оказание услуг

2.2.Анализ эффективности работы педагогического отделения ГБУ ЦРИ«Бескудниковский»

2.3.Прогноз тенденций изменения социального заказа, социальной среды, ресурсных возможностей

2.4.Результаты маркетинговых исследований образовательных потребностей лиц, заинтересованных в образовании

  1. Концепция Программы развития

3.1. Приоритетные направления развития

3.2. План действий

4.Финансирование Программы развития

5.Система организации контроля за выполнением Программы развития..

 

 

  1. Паспорт Программы развития на 2018-2022 г.г.

Наименование программы

Программа развития структурного подразделения Педагогическое отделение Государственного бюджетного учреждения Центр реабилитации инвалидов «Бескудниковский на 2018-2022 гг.

Основания для разработки программы, нормативные документы

-Анализ деятельности педагогического отделения за период 2013-2017 гг.

-Закон «Об образовании в Российской Федерации» 29.12.2012 N 273-ФЗ

-Приказ Минобразования и науки РФ от 30.08.2013г. № 1014 « Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»

-Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных образовательных организаций» (утв. постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15 мая 2013 г. № 26);

-Изменения к СанПин, введенные в действие с 20 сентября 2015 года постановлением главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 27 августа 2015 года № 41

-Приказ Минобразования и науки РФ от 17.10.2013г. № 1155 «Об утверждении Федерального Государственного Образовательного Стандарта Дошкольного Образования» (ФГОС ДО)

-Устав ГБУ ЦРИ «Бескудниковский

— Положение о Педагогическом отделении ГБУ ЦРИ «Бескудниковский»

-Основная образовательная программа дошкольного образования «Шаг за шагом»

— Оздоровительная программа «Будь здоров»

Разработчики программы — сотрудники Педагогического отделения ГБУ ЦРИ «Бескудниковский

Сайт ГБУ ЦРИ «Бескудниковский в сети Интернет

http://црибескудниковский.рф

Назначение программы

Программа развития предназначена для определения перспективных направлений развития педагогического отделения Учреждения на основе анализа работы за предыдущий период.В ней отражены тенденции изменений, охарактеризованы главные направления обновления содержания образования и организации образовательного процесса, управление дошкольным учреждением на основе инновационных процессов.

Цель

Повышение качества образования через создание в Учреждении системы интегративного образования, реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые возможности для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе.

Задачи

  • Совершенствование предметно-пространственной среды Учреждения в соответствии с ФГОС ДО.
  • Совершенствование содержания и технологий образования дошкольников, в том числе информационно-коммуникационных.
  • Повышение профессиональной компетентности педагогов.
  • Обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка в разных видах деятельности.
  • Внедрение проектов в образовательную деятельность в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.
  • Использование возможностей сетевого взаимодействия и интеграции в образовательном процессе.

Основные функции Программы

-очерчивает стратегию развития педагогического отделения Учреждения;

-выделяет приоритетные направления работы;

-ориентирует деятельность на результат- максимальную социализацию и развитие навыков к обучению дошкольников с ОВЗ.

Принципы образовательной деятельности педагогического отделения Учреждения в рамках программы развития на 2018-2022 гг.

-Принцип системности– целостный подход, взаимодействие и взаимосоответствие всех направлений и звеньев на достижение оптимального результата – развития личности ребенка.

-Принцип развивающего образования опирается на «зону ближайшего развития» и предполагает использование новейших технологий и методик.

-Принцип индивидуализации и дифференциации предполагает учет субъективного опыта, индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов и способностей детей с ОВЗ.

-Принцип – гуманизации– это утверждение непреходящей ценности человека, его становления и развития.

-Принцип мотивированности–  образовательный материал интересен детям, востребован, доступен и подается в игровой форме.

-Принцип вариативности — предполагает разнообразие содержания, форм и методов с учетом целей развития и педагогической поддержки каждого ребенка с учетом его субъективного опыта, индивидуальных возможностей.

-Принцип активности – предполагает освоение ребенком программы через собственную деятельность под руководством взрослого.

Сроки выполнения и этапы реализации программы

Программа будет реализована в 2018-2022 годы в три этапа.

Подготовительный этап (2018-2019 учебный год)

— разработка документации для успешной реализации мероприятий в соответствии с Программой развития;

— создание условий (кадровых, материально-технических и пр.) для успешной реализации мероприятий в соответствии с Программой развития;

— начало реализации мероприятий, направленных на создание интегрированной модели развивающего образовательного пространства.

Практический этап (2019-1021 учебные года)

— апробирование модели, обновление содержания организационных форм, педагогических технологий;

— постепенная реализация мероприятий в соответствии с Программой развития;

— коррекция мероприятий.

Итоговый этап (2021-2022учебный год)

— реализация мероприятий, направленных на практическое внедрение и распространение полученных результатов;

— анализ достижения цели и решения задач, обозначенных в Программе развития.

Ожидаемые конечные результаты, важнейшие целевые показатели программы

Дальнейшее развитие Педагогического отделения как отделения социально-педагогической реабилитации дошкольников с ОВЗ и детей-инвалидов;

— укрепление кадрового потенциала педагогического отделения;

— укрепление материально-технической базы;

— совершенствование развивающей предметно-пространственной среды в группах и кабинетах коррекционной работы специалистов;

-повышение компетентности педагогов в области применения информационных технологий в образовательном и реабилитационном процессе;

-активная и системная просветительская и консультационная работа с родителями (опекунами) детей, проходящих курсы реабилитации в Центре.

Финансовое обеспечение программы

Осуществляется в пределах текущего финансирования.

Система организации контроля за выполнением программы

  • Постоянный контроль выполнения Программы осуществляет администрация Учреждения.
  • Освещение хода реализации Программы (по результатам отчетов) на педагогических совещаниях, сайте Учреждения, на семинарах разного уровня и др.
  • Ежегодные отчеты на педагогических советах и сайте Учреждения.
  • Результаты контроля и отчёты о проведённых мероприятиях, публичные отчеты руководителя педагогического отделения публикуются на сайте Учреждения.

 

         1.1.Введение

             Программа развития педагогического отделения Государственного бюджетного учреждения Центр реабилитации инвалидов «Бескудниковский» на 2018 — 2022 гг. (далее Программа) в соответствии со статьей 28 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» относит к компетенции образовательной организации разработку и утверждение программы развития образовательной организации. Программа развития является обязательным локальным актом, наличие которого в образовательной организации закреплено законодательно.

         Программа развития – локальный акт образовательной организации, определяющий стратегические направления развития на среднесрочную перспективу. Программа как управленческий документ развития педагогического отделения Государственного бюджетного учреждения Центр реабилитации инвалидов «Бескудниковский» определяет ценностно — смысловые, целевые, содержательные и результативные приоритеты развития, задает основные направления эффективной реализации государственного задания.

         Программа как проект перспективного развития педагогического отделения Государственного бюджетного учреждения Центр реабилитации инвалидов «Бескудниковский» призвана:

— обеспечить качественную реализацию утвержденного задания и всесторонне удовлетворение образовательных запросов субъектов образовательного процесса;

— консолидировать усилия всех заинтересованных субъектов образовательного процесса и социального окружения Государственного бюджетного учреждения Центр реабилитации инвалидов «Бескудниковский» для достижения цели Программы.

         В основу реализации Программы положен современный программно-проектный метод, сочетающий управленческую целенаправленность деятельности администрации и творческие инициативы со стороны  сотрудников. Выполнение утвержденного задания происходит в рамках направлений, представляющих комплекс взаимосвязанных задач и мероприятий, нацеленных на обеспечение доступности качественного образования в соответствии с показателями эффективности работы Учреждения. Инициативы со стороны педагогического коллектива по реализации Программы оформляются как педагогические проекты.

         Результатом работы педагогического отделения Государственного бюджетного учреждения Центр реабилитации инвалидов «Бескудниковский» по направлениям является повышение эффективности работы.

         Результатом реализации инициативных проектов – высокий уровень удовлетворенности общества качеством образования и воспитания, которые являются основанием для ведения контроля за организацией и внесения изменений в основную образовательную программу.

         Проекты, представленные для реализации плана Программы развития, рассчитаны на весь период с 2018 по 2022 годы ее реализации.

2.Информационно-аналитическая справка о деятельности педагогического отделения Государственного бюджетного учреждения Центр реабилитации инвалидов «Бескудниковский»

2.1.Основные характеристики образовательного учреждения

Историческая справка:

На основании решения Исполкома Тимирязевского райсовета №30/32 от 18 июля 1972 г. передать  помещение детского сада №1910 по адресу Дмитровское ш, д.149а на баланс  райздравотдела для открытия детского санатория  на 150 мест для детей с заболеваниями почек и  печени (Приказ по отделу здравоохранения Тимирязевского района г.Москвы №113 от 3 августа 1973 г.)

Педагогическое отделение функционировало с момента открытия санатория  как структурное подразделение «Педагогическая часть» Государственного казенного (с 2016 г — бюджетного) учреждения здравоохранения Детского нефрологического санатория №6 Департамента здравоохранения города Москвы до 01.01.2018 (распоряжение Правительства Москвы от 30 августа 2017 г №442-РП «Об изменении ведомственного подчинения и наименований бюджетных учреждений здравоохранения города Москвы».

Согласно Приказу Департамента труда и социальной защиты населения города Москвы № 1507 от 11 декабря 2017г «Об утверждении Устава Государственного бюджетного учреждения города Москвы Центра реабилитации инвалидов «Бескудниковский»  переименовать Государственное бюджетное учреждение здравоохранения «Детский нефрологический санаторий №6 Департамента здравоохранения города Москвы в Государственное бюджетное учреждение города Москвы Центр реабилитации инвалидов «Бескудниковский» с сохранением структурных подразделений

 

Основные характеристики образовательного учреждения 

Здание: трехэтажное здание бывшего детского комбината, построенного  по типовому проекту в 1967 году площадью 2 849,2 кв.м. Полезная площадь помещений 2142,7 кв.м.

Капитальный ремонт здания проведен в 2004г. с заменой санитарно-технического оборудования, электроосвещения, пожарной сигнализации, системы холодного и горячего водоснабжения. Осенью 2010 года были заменены все окна. В 2011 году был произведены ремонтные работы  фасада здания.  В  2013 года в санатории проведен  косметический ремонт с заменой санитарно-технического оборудования, дверей, освещения, полов. В 2014 году заменена электропроводка.

В здании имеется пять групповых помещений ( со спальнями, пять приемных раздевалок, музыкальный зал. Оборудованы лечебные кабинеты, кабинеты физиотерапии и зал ЛФК; кабинеты директора, зам. директора по АХЧ, зав. педагогическим отделением, главной медсестры, диет. сестры, процедурный  кабинет, кабинет специалистов по коррекционной работе, ординаторская,  пищеблок, кладовые помещения и прачечная.

Земельный участок  занимает площадь 9 433 кв.м. Территория озелененная, парковая, оборудованы четыре прогулочных площадки с летними верандами, игровое оборудование.

 

Место нахождения:127486  г.Москва , Дмитровское шоссе, 93

Юридический адрес: 127486  г.Москва , Дмитровское шоссе, 93

Фактический адрес: 127486  г.Москва , Дмитровское шоссе, 93

Телефон: 8-499-487-31-33

Факс: 8-499-4882324

Адрес электронной почты : cri_besk-buh@dszn.ru

Адрес сайта: црибескудниковский.рф

 

Режим работы сотрудников педагогического отделения: ежедневно с 7.30  до 20.00.

Режим работы Центра — ежедневно, круглосуточно.

 

Директор  ГБУ ЦРИ «Бескудниковский» Мартынюк Марина Георгиевна

Учредителем и собственником имущества организации является город Москва

Ведомственное подчинение Департаменту труда и социальной защиты города Москвы с 01.01.2018г

 

ГБУ ЦРИ «Бескудниковский»осуществляет свою деятельность в соответствии с:

Лицензией на ведение образовательной деятельности (регистрационный № 039264 от 05.04.2018г. Срок действия – бессрочная. Приложение №1: право на ведение образовательной деятельности «Дошкольное образование»)

— Законом РФ «Об образовании в Российской Федерации» 29.12.2012 № 273-ФЗ

— Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 августа 2013 г. № 1014 г. Москва «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»,

-Уставом ГБУ ЦРИ «Бескудниковский» (утвержденным Приказом №1507 от 11 декабря 2017 года Департамента труда и социальной защиты города Москвы)

— другими документами действующего законодательства

 Деятельность педагогического отделения ГБУ ЦРИ «Бескудниковский» направлена на:

— заботу о здоровье ребёнка и содействие его психическому и физическому развитию;

— содействие освоению ребёнком разных видов деятельности на уровне самостоятельности;

—  содействие развитию его творческого потенциала;

— содействие овладению основами духовной культуры;

— взаимодействие с семьей, обеспечивающее полноценное развитие ребенка.

В Учреждении образовательная деятельность осуществляется на государственном языке Российской Федерации, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В ГБУ ЦРИ «Бескудниковский» обучение и воспитание осуществляет в очной форме. Основание: п.2. ст. 17 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2.2. Выполнение задания на оказание услуг

Общие требования к приёму воспитанников в определяются законодательством Российской Федерации. Порядок приёма воспитанников в Учреждение  определяется Правилами приема на курс реабилитации в ГБУ ЦРИ «Бескудниковский»: принимаются дети от 3 до 8 лет, согласно направлению (путевке) территориальных центров социального обслуживания и детских городских поликлиник Москвы. Контингент воспитанников формируется в соответствии с их возрастом и уровнем развития.

В ГБУ ЦРИ «Бескудниковский» функционирует 4 группы:

  Группа № 2

Разновозрастная для неадаптированных детей

на 16 человек

   Группа №3

Подготовительная к школе

До 25 человек

Группа №4

Старшая

До 25 человек

Группа №7

Средняя

До 20 человек

 

Сведения о социальном положении воспитанников и их семей  не предоставляются.

 

2.3.Анализ эффективности работы педагогического отделения ГБУ ЦРИ «Бескудниковский»

За 2013-2017 гг. в  учреждении произошли следующие изменения:

-усовершенствована система работы по обеспечению комплексной безопасности участников образовательных отношений и охраны труда сотрудников

-получена лицензия на осуществление образовательной деятельности «Дошкольное образование»

-повышена квалификация педагогических работников (высшая категория — 6 человек, первая — 1 человек, научная степень — 1 человек)

В ГБУ ЦРИ «Бескудниковский»созданы безопасные условия пребывания детей и сотрудников, соответствующие противопожарным требованиям, требованиям охраны труда, антитеррористической безопасности, санитарно-гигиеническим нормам и правилам.

Основными направлениями деятельности Учреждения по обеспечению безопасности участников образовательных отношений являются:

-охрана жизни и здоровья воспитанников;

-охрана труда;

-пожарная безопасность;

-антитеррористическая защищенность;

-санитарно-гигиенический режим.

Для обеспечения безопасности образовательного процесса Учреждение оборудовано системой: кнопкой «Тревожной сигнализации» (экстренный вызов службы охраны); автоматической пожарной сигнализацией; первичными средствами пожаротушения, средствами индивидуальной защиты.

Разработан паспорт антитеррористической защищенности. Осуществляется круглосуточный контроль сотрудниками охранного предприятия за помещениями и территорией Учреждения, согласно договору с ЧОО «Криптон».

Разработан Паспорт антитеррористической безопасности, в котором определена система безопасности всех участников образовательного процесса и системы передачи сигналов для быстрого реагирования служб безопасности.

С целью выполнения инструкций по охране труда сотрудников проводятся мероприятия: выдается специальная одежда, моющие средства, регулярно проводятся проверки состояния рабочих мест, приборов и оборудования; всем персоналом изучаются должностные инструкции, инструкции по технике безопасности, электробезопасности, правил пожарной безопасности.

С работниками проводится регулярная профилактическая работа:

-инструктажи по охране труда, охране жизни и здоровья воспитанников, пожарной безопасности, противодействию терроризму (по утвержденному графику);

-тренировки по эвакуации воспитанников и персонала из здания на случай возникновения чрезвычайной ситуации (по утвержденному графику);

-оформлены информационные стенды по охране труда, безопасности образовательного процесса, пожарной безопасности, правилам дорожного движения.

Ответственными за пожарную безопасность поддерживаются в состоянии постоянной готовности первичные средства пожаротушения: огнетушители, пожарные краны, проводится профилактическая проверка автоматической системы пожаротушения и звукового оповещения. Соблюдаются требования к содержанию эвакуационных выходов.

Воспитатели проводят с детьми мероприятия по ОБЖ.

Вывод: социально-бытовые условия способствуют успешной социализации детей. Воспитатели имеют возможность знакомить дошкольников с социальной деятельностью, не покидая территории ГБУ ЦРИ «Бескудниковский». Вся работа по обеспечению безопасности участников образовательного процесса четко планируются, прописываются планы мероприятий на календарный год по пожарной безопасности, гражданской обороне и предупреждению чрезвычайных ситуаций. Издаются приказы по охране жизни и здоровья детей и сотрудников, работает комиссия по охране труда. Все предписания контролирующих органов своевременно исполняются.

-ведется просветительская работа с родителями в вопросах поддержания и укрепления здоровья детей;

-осуществляется медицинская помощь по педиатрии, сестринскому делу в педиатрии, физиотерапии, массажу, ЛФК, стоматологии и диетологии.

Здоровье детей, проходящих курс реабилитации в ГБУ ЦРИ «Бескудниковский», является предметом внимания всех сотрудников.

С целью сохранения и укрепления здоровья детей, воспитания у них потребности в здоровом образе жизни организованы следующие оздоровительные и профилактические мероприятия:

-рациональный режим;

-сбалансированное диетическое питание;

-реализация оздоровительной программы «Будь здоров!»

-двигательная активность (физкультурные занятия, спортивные праздники, досуги, прогулки);

-занятия ЛФК (профилактика плоскостопия, нарушения осанки, укрепление брюшной стенки, дыхательная гимнастика);

-оздоровительные мероприятия (утренняя гимнастика, гимнастика после сна, прогулки, профилактика ОРВИ: кислородные фито-коктейли,  солевые ингаляции, физиотерапия).

Число случаев заболеваний:

 

п/№

Классификация болезней

Количество детей

1.

бактериальная дизентерия

0

2

энтериты, колиты и гастроэнтериты, вызванные установленными/ не установленными и неточно обозначенными возбудителями

0

3

скарлатина

0

4

ангина (острый тонзиллит)

1

5

острые инфекции верхних дыхательных путей

17

6

пневмонии

0

7

несчастные случаи, отравления, травмы

0

8

другие заболевания (аллергии)

11

 

ИТОГО

29

На число заболеваемости детей влияет сниженный иммунный статус, так как число часто болеющих детей по направлению поликлиник на оздоровление выросло по сравнению с прошлыми периодами.

Дальнейшая оздоровительная работа требует совместных системных усилий  педагогического и медицинского персонала по внедрению эффективных здоровьесберегающих технологий по профилактике заболеваний, просветительских бесед с родителями, убеждений в необходимости прививать ребенка соответственно возрасту, если нет медицинских противопоказаний.

 

Организация питания осуществляется в соответствии с установленными санитарными правилами и нормативами, с учетом возраста детей и утвержденным режимом их пребывания в Учреждении. Контроль за качеством питания (разнообразием), витаминизацией блюд, закладкой продуктов питания, кулинарной обработкой, выходом блюд, вкусовыми качествами пищи, санитарным состоянием пищеблока, правильностью хранения, соблюдением сроков реализации продуктов возлагается на руководителя, дежурных администраторов, диетическую сестру, шеф-повара и главную  медицинскую сестру  ГБУ ЦРИ «Бескудниковский».

Питание детей — 6-х разовое, сбалансированное, соответствует требованиям САНПИН 2.4.1.3049-13, в рамках утвержденного 21-дневного меню, с постоянным анализом качества питания в соответствии с балансом жиров, белков, углеводов и калорийности.

Основными принципами организации питания являются:

-выполнение режима питания;

-полноценное питание;

-гигиена приема пищи;

-индивидуальный подход к детям во время приема пищи.

При организации питания выполняется задача сформировать у него рациональное пищевое поведение как неотъемлемую и важнейшую часть здорового образа жизни.

 

В ГБУ ЦРИ Бескудниковский создана предметно-развивающая среда.

В качестве ведущих направлений создания и совершенствования развивающей среды мы рассматриваем следующие направления:
1. Совершенствование условий для пребывания детей в Центре в строгом соответствии с санитарными нормами и требованиями организации безопасной и доступной среды.

  1. Создание условий в группах согласно требованиям ФГОС и образовательной программы, в том числе нормативов для детей с ОВЗ.

3.Расположение мебели, игрового и другого оборудования отвечают требованиям техники безопасности, санитарно-гигиеническим нормам, физиологии детей, принципам функционального комфорта, позволяет детям свободно перемещаться.

4.Организация пространства обеспечивает возможность для самостоятельной деятельности каждому ребенку. Элементы среды, с которыми работа организуется в форме развивающего взаимодействия со взрослым, располагаются на более высоком уровне и при необходимости выкладываются на рабочий стол для организации ребенка с ними ( выставочные образцы, объекты обследования или обсуждения, материалы для поисковой деятельности).

5.Эстетичность среды обеспечивается гармоничным и целесообразным сочетанием ее элементов, отчасти — единым стилем оформления группы, в том числе силами самих детей в процессе подготовки и оформления к праздничным мероприятиям и досугам.

6.Организация пространства обеспечивает свободный двигательный режим. Пространство зонируется, согласно замыслу педагога или желанию детей.  Поскольку в ходе большинства организуемых форм образовательного процесса воспитанники незначительное время сидят за стульями или столами, активно двигаются, меняют месторасположение в группе, им дается возможность выбора стульев и мест за столом (за исключением приема пищи).

7.Организация пространства систематически меняется в соответствии с сезоном, расширением и углублением представлений детей об окружающем мире, видом деятельности, которым в данный момент занят ребенок, количеством участников деятельности.

8.Особое внимание при организации пространства обращено на интересы мальчиков и девочек. Гендерный подход при создании предметной развивающей среды в группах реализован расстановкой тематической игровой мебели и зонированием игрового пространства.

В течение 2013-2017 гг. решались задачи оснащения предметно-развивающей среды — приобретались: методическая и учебная литература, пособия для занятий, учебный материал. Оформлены новые дидактические пособия, тематические материалы на различные темы. Обогащена среда  во всех группах: пополнили атрибутами для сюжетно-ролевых игр, наборами кукол, машин и конструкторов, иных игровых аксессуаров, новой детской игровой мебелью, техническими средствами.

Во всех группах было много комнатных растений, за которыми дети ухаживали, однако по указанию проверяющих комиссий и штатного врача-инфекциониста количество декоративных растений сократили, оставив только некоторые фитонцидные экземпляры.

В каждой группе оформлен уголок по ИЗО-деятельности, в котором имеется достаточно бумаги, есть разнообразные средства для рисования: гуашь, акварель, карандаши, фломастеры, восковые мелки, трафареты.

В каждой группе есть конструкторы: деревянные, пластмассовые, которые находятся в хорошем состоянии в доступных для детей местах и постоянно пополняются.

В каждой группе оборудован спортивный уголок, где есть мячи, скакалки, обручи, предметы для упражнений. В зависимости от возраста оформлены сюжетно-ролевые уголки: уголок дежурных, доктора, парикмахерская, магазин,  кухня Во всех уголках присутствует дидактический материал для игры .

 В учреждении созданы оптимальные условия для познавательного развития детей: явлениями для ознакомления с физическими свойствами предметов и явлений, многообразием растительного и животного мира и общественной жизни страны и Москвы.

В Центре имеется несколько видов театра: пальчиковый и кукольный, а также костюмерная для проведения тематических праздников и досугов. Дети с удовольствием занимаются театрализованной деятельностью.

В ГБУ ЦРИ «Бескудниковский» имеются условия для информатизации образовательного процесса. Компьютерное оснащение учреждения используется для различных целей:

-для демонстрации детям познавательных, художественных, мультипликационных фильмов, литературных, музыкальных произведений и др.;

— для поиска в информационной среде материалов, обеспечивающих реализацию основной образовательной программы.

 

Задача пространственной организации предметно-развивающей среды детского сада в соответствии с ФГОС остаётся одной из главных. Необходимо продолжать работу по организации жизни детей в группе по пространственному принципу . Обустроить групповые помещения модульными центрами активности, легко трансформируемыми под потребности свободной игры детей.

В перспективе организация  пространства группы и предметной среды   с отсутствием жесткого зонирования средового окружения имеет важное значение для развития самостоятельности и инициативности детей, организующих пространство в соответствии с актуальными потребностями.  В качестве системообразующих элементов среды выступают разные виды детской деятельности: игровая (все виды игр), конструктивная (все виды детского конструирования), трудовая (все виды детского труда), познавательная (все виды познавательной деятельности), двигательная, художественно-эстетическая, коммуникативная. Свободное, внесюжетное размещение элементов среды позволяет обеспечивать возможности их интеграции воспитанниками в зависимости от целей того или иного вида деятельности, творческую реализацию замыслов, самостоятельность и самоорганизацию.

В методическом отношении ведется работа по приобретению и внедрению необходимого программного и дидактического обеспечения образовательного процесса. Целостность образовательного процесса обеспечивается путем реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования «Шаг за шагом», разработанной на основе примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы под редакцией М.А.Васильевой.

ГБУ ЦРИ «Бескудниковский» в соответствии с законодательством об образовании реализует также дополнительные (вариативные) общеобразовательные программы:

— Программа «Развитие речи у детей дошкольного возраста» (О.С. Ушакова)

-«Примерная программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи ( с 3до 7 лет)» ( Н.В.Нищева)

Выбор парциальных образовательных программ и форм организации работы с детьми, в наибольшей степени соответствуют образовательным потребностям и интересам детей, членов их семей, а также учитывает возможностям педагогического коллектива.

Начиная с группы среднего возраста дети обучаются по основной общеобразовательной программе дошкольного образования «Шаг за шагом», разработанной на основе примерной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» Н.Е.Вераксы под редакцией М.А.Васильевой. Программа ориентирована на целостное развитие ребенка во всех предметных областях и видах деятельности: развитие в единстве когнитивной, эмоциональной, волевой сферах, т.е. формирование представлений, способов познания, чувств, поступков, способов действия. При этом предполагается, что на последующих возрастных этапах продолжится развитие тех же качеств личности, способностей, но уже на другом, более высоком уровне. Одной из приоритетных задач данной программы является обогащенное развитие детей дошкольного возраста, обеспечивающее единый процесс социализации-индивидуализации личности через осознание ребенком своих потребностей, возможностей и способностей.

Итоговая оценка освоения содержания текущего раздела образовательной программы проводится при выписке ребенка из Центра при завершении сроков реабилитации в рамках итоговой комплексной диагностики для оценки динамики развития ребенка. Планируемыми итоговыми результатами освоения детьми основной общеобразовательной программы в соответствии с ФГОС ДО являются целевые ориентиры, которые предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности.

Формы проведения диагностики: беседы с детьми, оценка уровня выполнения заданий, наблюдения, игровые ситуации с проблемными вопросами.

Анализ продуктов детской деятельности способствует коррекции основной образовательной программы Центра, составлению годового плана,  постановке индивидуальной коррекционной работы с воспитанниками.

 

Учреждение укомплектовано педагогическими, медицинскими кадрами и техническим персоналом.

Общереабилитационный медицинский персонал

Директор -1

Главная медицинская сестра -1

Нефрологическое отделение

Заведующий педиатрическим отделением , врач педиатр -1

Врач нефролог — 2,25

Врач педиатр -1

Врач физиотерапевт — 0,5

Врач-стоматолог детский — 0,5

Врач по лечебной физкультуре -0,5

Врач уролог андролог — 0,5

Врач эпидемиолог -0,25

Медицинская сестра процедурной — 0,5

Медицинская сестра палатная — 18

Медицинская сестра физиотерапии — 1,5

Медицинская сестра диетическая — 0,5

Медицинский статистик — 0.5

Инструктор по лечебной физкультуре — 2

Медицинская сестра — 0,75

Медицинская сестра по массажу- 1

Сестра-хозяйка — 1

Санитары — 11,75

Общереабилитационный немедицинский персонал

Специалист по кадрам -1

Специалист по охране труда 1-й категории — 0,5

Специалист гражданской обороны -1

Секретарь-машинистка -1

Делопроизводитель — 1

Бухгалтерия

Главный бухгалтер -1

Бухгалтер 1-й категории -1

Экономист 1-й категории -1

Хозяйственный отдел

Начальник хозяйственного отдела -1

Машинист по стирке и ремонту спецодежды -2

Дворник -2

Уборщик помещений -2

Кладовщик-1

Подсобный рабочий -1

Рабочий по комплексному обслуживанию и ремонту зданий -1

Кастелянша — 0,5

Пищеблок

Шеф-повар -1

Повар-3

Кухонный рабочий -1

Педагогическое отделение

Заведующий педагогическим отделением -1

Воспитатели -11

Педагог-психолог — 1

Учитель -логопед -1

Учитель- дефектолог — 1

Музыкальный руководитель — 0,5

Помощник воспитателя — 4

 

Образование:

 -высшее — 5 педагога,

 — среднее специальное -6 педагогов.

— на переподготовке в высшем учебном заведении — 1 педагог

Квалификация педагогов:

Высшая категория – 6

Первая категория — 1

Без категории – 4

Повышение квалификации педагогических работников осуществлялось в:

ГАУ «Институт дополнительного профессионального образования работников социальной сферы» по программе «Оккупациональная терапия лиц с ментальными нарушениями» в 2018г (1 воспитатель)

«НИИОЗММ ДЗМ» по программе «Психолого-педагогическое сопровождение детей с соматическими заболеваниями для педагогов и логопедов медицинских организаций» в 2016-2017 гг.  (2 воспитателя, зав. педагогическим отделением).

ГБУ «Центр профессиональной подготовки кадров и последипломного образования Департамента здравоохранения города Москвы» по программе «Современные требования к содержанию учебного процесса. Информационно-компьютерные технологии» в 2015г (1 воспитатель)

ГБОУ «Центр профессиональной подготовки кадров и последипломного образования департамента здравоохранения города Москвы» по теме «Инновационные педагогические технологии. Психолого-педагогическое сопровождение детей с соматическими заболеваниями» в 2015г. (1 воспитатель)

ГБОУВО «Московский городской педагогический университет» по программе «Реализация ФГОС в дошкольном образовании» в 2015г (1 воспитатель)

ГБУ Педагогический университет «Первое сентября» по программе «Дошкольное образование» (2 воспитателя ) в 2016г

Прошли профессиональную переподготовку в:

ГБОУВО «Московский городской педагогический университет» по программе «Специфические средства коммуникации . Русский жестовый язык» в 2017г (учитель-дефектолог)

 по программе «Логопедия» в 2016 и 2018 (педагог-психолог,учитель-логопед).

Таким образом профессиональная компетентность педагогического состава Центра позволяет успешно решать оздоровительные и воспитательно-образовательные задачи с учетом современных требований.

 

Доступность качественного образования.

В учреждении реализуется принципы развивающего обучения и интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. В основу организации образовательного процесса заложен комплексно-тематический принцип с ведущей игровой деятельностью. В группах созданы условия для познавательной и творческой активности детей.

В практике используются разнообразные формы работы с детьми:

Непрерывная образовательная деятельность

Образовательная деятельность при проведении режимных моментов

Самостоятельная деятельность детей

Индивидуальная работа с детьми

Взаимодействие с семьями воспитанников

Содержание образовательной работы соответствует требованиям социального заказа, федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования и обеспечивает обогащенное развитие детей по всем пяти образовательным областям (познавательное развитие, физическое развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие и художественно-эстетическое развитие) за счет реализуемых в программ.

Художественно-эстетическое развитие

Художественно – эстетическое развитие дошкольников осуществляется через реализацию направлений: конструирование, рисование, лепка, аппликация, ручной труд, музыкальное развитие.

Музыкальное развитие:

Музыкальная культура ребенка дошкольного возраста — это интегративное личностное качество, формирующееся на основе эмоциональной отзывчивости на высокохудожественные произведения музыкального искусства, музыкально-образного мышления и воображения, накопления интонационного познавательно-ценностного опыта в творческой музыкальной деятельности, развития всех компонентов музыкально-эстетического сознания эстетических эмоций, чувств, интересов, потребностей, вкуса, представлений об идеале (в доступных возрасту границах), рождающего эмоционально-оценочное отношение ребенка к музыке, актуализирующего в проявлениях эстетической и творческой активности.

Музыкальный руководитель на занятиях решает задачи по обучению и слушанию мировой классической музыки, раскрывает детям специфику языка музыки и связи искусства с жизнью; формирует музыкальное мышление, способствующее общему интеллектуальному развитию ребенка.

Пение играет важную роль в музыкальном и личностном развитии. Песенный репертуар включает в себя песни для различных видов музыкальной деятельности (слушание, хоровое и сольное пение, пение с движениями, игра на музыкальных инструментах с пением, музыкальная грамота, творчество).

Освоение детьми умений в музыкально-ритмической деятельности способствует формированию красивой осанки, выработке выразительных, пластичных движений, уверенности в своих силах.

Проводятся музыкальные праздники, развлечения, музыкально-литературные досуги .

По результатам следует сделать вывод:

Сильная сторона:

Проводится интегрированная образовательная деятельность с детьми. Музыкальный репертуар соответствует физическим и психическим особенностям ребенка, выполняет эстетические и общеобразовательные задачи. У детей формируются основы музыкально-эстетического сознания и музыкальной культуры.

Проблемное поле (слабая сторона):

Интерес к театрализованной деятельности у детей сформирован частично, навыки слабые (результаты наблюдений за детьми в различные режимные моменты, беседы), поэтому воспитатели групп повышенное внимание уделяют подготовке группы к достойному выступлению (выучиванию) в ущерб естественной мотивации и спонтанной самореализации детей, что и является основной задачей  процесса социально-культурной реабилитации и развития.

Драматизация по сказкам организовывается эпизодически, несмотря на наличие костюмов. Дети недостаточно используют виды театров в игровой деятельности. Поэтому воспитателям всех возрастных групп необходимо:

-Больше внимания уделять организации театрализованной деятельности в совместной работе с детьми и подготовке представлений в формате «дети для детей».

-для обеспечения единства в понимании роли музыки в жизни детей активней применять и акцентировать внимание на музыкальном сопровождении деятельности детей в течение дня.

Изобразительная деятельность:

Педагоги строят образовательную деятельность с детьми индивидуально и фронтально, что создает условия для развития творческих способностей каждого ребенка.

Воспитатели прививают детям чувство прекрасного, формируют умение замечать красивое в явлениях природы, в человеке и его труде, в произведениях искусства (живописи, графике, скульптуре, произведениях декоративного искусства).

Для обогащения содержания рисунков детям предоставляются различные изобразительные средства: краски, гуашь, цветные мелки, крупы, цветная бумага и картон, в том числе гофрированный, фломастеры и т.д.

Педагоги применяют игровые приёмы в изобразительной деятельности в зависимости от возрастных особенностей детей: игры-драматизации, внесение игрушек-персонажей, беседы с детьми от лица персонажей, создание ситуаций образных сравнений – помогают раскрыть творческие способности ребёнка, его наблюдательность, фантазию, воображение.

По результатам следует сделать вывод:

Сильная сторона:

Образовательная деятельность с детьми строится согласно возрастным требованиям, возможностям ребенка и требованиям программы.

Проблемное поле (слабая сторона):

Необходимо продолжать создавать условия (пополнять развивающую среду) для развития художественного восприятия дошкольников: обновить иллюстративный материал произведениями живописи и графики, включать в комплексные занятия-развлечения разделы в формате «мастер-класс» для реализации конкретных навыков в заданной тематической локации.  Системно проводить линию знакомства с декоративно-прикладным искусством и др.

Познавательно развитие:

Развитие детей по образовательной области «Познавательное развитие» осуществляется через реализацию направлений «Познание», «ФЭМП», «Сенсорное развитие», «Экологическое развитие» в непрерывной образовательной деятельности, а также через интеграцию всех пяти образовательных областей в совместной деятельности педагога с детьми и организации самостоятельной деятельности.

Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.), о Москве и России, представлений о социокультурных ценностях , традициях и праздниках, о планете Земля и особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира (ФГОС ДО п.2.6.).

Сильная сторона:

В Центре созданы необходимые условия для разностороннего развития воспитанников с учетом возрастных и индивидуальных особенностей и образовательных потребностей.

Проблемное поле (слабая сторона):

Необходимо созданные в обновить, дополнить и привести в соответствие с ФГОС ДО материальное обеспечение образовательного процесса.

Речевое развитие:

Общение детей, воспитателей, других сотрудников проходит в спокойной обстановке, тон, стиль, формы общения свидетельствуют о культуре речи взрослых. Воспитатели всех групп ведут работу с детьми по развитию у них связной речи: учат составлять описательные рассказы по картинке, по внешнему виду игрушки, с опорой на модель, из личного опыта, учат пересказывать и сочинять сказки, придумывать или изменять конец произведения. Беседуют по содержанию произведений, разучивают стихотворения, загадки, скороговорки. Это совершенствует у детей монологическую и диалогическую речь. Педагоги обеспечивают развитие звуковой стороны речи детей в соответствии с их возрастными возможностями, используя индивидуальную и фронтальную форму работы по звукопроизношению. В соответствии с рекомендациями специалистов — логопеда и дефектолога.

В старшей и подготовительной подгруппах воспитателями ведется обучение грамоте. Основное внимание педагоги уделяют развитию фонематического слуха и обучению звуковому анализу.

Речевая активность детей достаточно высока, сформированы речевые знания и умения, соответствующие возрастным возможностям детей: в младшей и средней подгруппах дети употребляют слова, обозначающие свойства и действия предметов, обобщающие слова. Старшие дети используют различные части речи по смыслу, умеют выразить мысль разнообразными предложениями.

В подготовительной группе дети анализируют слово и предложение, владеют звуковым анализом и синтезом, умеют читать.

Дети всех возрастных групп проявляют способность слушать и следить за развитием действия, понимают содержание художественного произведения.

Использование нестандартных форм работы, современных методов активизации умственной и речевой деятельности позволяет педагогам раскрыть творческий потенциал своих воспитанников.

Педагоги и специалисты используют различные средства информации для родителей по вопросам речевого развития: проведение  родительских консультаций по актуальным темам и частным вопросам развития ребенка; оформление папок передвижек, где даются рекомендации по речевому развитию детей.

Сильная сторона:

Создана положительная языковая сфера и условия обучения родному языку: имеется дидактический материал (серии картин, речевые игры), театральные уголки, книжные уголки с художественной литературой.

Проблемное поле (слабая сторона):

Педагоги сталкиваются с проблемой отсутствия интонационной выразительности в детской речи, низким уровнем звуковой культуры речи, скудностью словарного запаса. Необходимо дооборудовать кабинеты специалистов — учителя-дефектолога и учителя-логопеда и обновить имеющееся материально- техническое, методическое оснащение в соответствии с ФГОС ДО для реализации задач развития речи ребёнка, лексики и грамматики, формирования речевого творчества, детской инициативной речи и развития речевой культуры в целом.

Социально-коммуникативное развитие:

Направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе (ФГОС ДО п.2.6.).

Созданные в группах условия и занятия с педагогом -психологом способствуют формированию у детей умения выражать чувства и эмоции, применять разные способы эмоциональной разгрузки (музыку, созерцание прекрасного, природы и др.) понимать эмоциональное состояние других людей, адекватно выражать свое состояние.

У детей часто недостаточный уровень умений и навыков в игровой деятельности, трудовой, коммуникативной, в области обеспечения безопасности жизнедеятельности, поэтому во всех группах в обязательном порядке с детьми проводится курс занятий по социально-бытовой и средовой адаптации: они самостоятельно ухаживают за одеждой, следят за своим внешним видом,  играют и общаются, соблюдая правила организованного поведения в коллективе, называют и различают специальные виды транспорта, понимают значения сигналов светофора, учат телефоны экстренных служб и алгоритмы поведения при ЧС и др.

Сильная сторона:

Детям обеспечен свободный выбор различных видов детской деятельности. Устойчивая динамика в процессе освоения личностно — развивающих форм общения с детьми и индивидуально-ориентированных технологий реализации образовательных программ.

Проблемное поле (слабая сторона):

В связи с изменением профиля деятельности учреждения и специфики детей, направляемых на реабилитацию, требуется больше усилий и внимания сотрудников на обучение детей элементарным правилам и навыкам поведения в социуме, однако при поддержке всего персонала Центра видна положительная динамика. 

Контакты Центра с социальными партнерами в новом департаменте  позволяют получать актуальную информацию о проблемах и перспективах развития образования в социальной сфере благодаря участию в круглых столах, конференциях и съездах. Центр сотрудничает с поликлиниками округа и города Москвы,  территориальными центрами социальной защиты населения города Москвы, Центрами реабилитации инвалидов города Москвы, зарегистрирован в Единой информационной системе Добровольцы России.

Для проведения тематических мероприятий приглашаются театральные коллективы на благотворительной основе.

Обновлен и функционирует официальный сайт: http://црибескудниковский.рф

 

На сайте Центра родители могут познакомиться с планами и режимом работы, узнать о проводимых мероприятиях, получить консультацию, найти ссылку на другие полезные сайты, задать свой вопрос, оставить отзыв. Очень важно, что с информацией на страницах сайта родители имеют возможность познакомиться в удобное для них время и получить ответ в удобной для них форме.

Имеется структура государственно – общественного управления в соответствии с целями и содержанием работы учреждения.

 Руководство деятельностью ГБУ ЦРИ «Бескудниковский» осуществляется директором, который назначается на должность и освобождается от должности Руководителем Департамента труда и соуиальной защиты населения города Москвы. Директор осуществляет непосредственное руководство Центром и несёт ответственность за деятельность учреждения.

Формами самоуправления являются:

-Собрание трудового коллектива ГБУ ЦРИ «Бескудниковский»;

-Педагогический совет структурного подразделения Педагогическое отделение ГБУ ЦРИ «Бескудниковский».

Все функции управления (прогнозирование, программирование, планирование, организация, регулирование, контроль, анализ, коррекция) направлены на достижение оптимального результата. Планируется расширение внешних связей с различными структурами.

О результативности и эффективности действующей в Центре системы управления можно судить по итогам проведения проверок, нацеленных на получение информации о внешних и внутренних изменениях условий функционирования и развития Центра.

Контроль организуется в соответствии с Приказом об обеспечении охраны жизни и здоровья детей, находящихся в ГБУ ЦРИ «Бескудниковский» и Положением о педагогическом отделении по следующим направлениям:

-условия реализации образовательной программы;

-охрана жизни и здоровья, условия безопасности образовательного процесса;

-профессиональная компетентность.

Используются разные формы осуществления контроля: тематический, оперативный, фронтальный. Регулярно проводятся методические мероприятия, обучение и подготовка персонала в области охраны труда, пожарной безопасности. В связи с отсутствием в групповых помещениях мультимедийного оборудования, компьютеров, внедрение ИКТ технологий в педагогический процесс происходит не на должном техническом уровне.

2.4. Прогноз тенденций изменения социального заказа, социальной среды, ресурсных возможностей.

Необходимость разработки данной Программы развития определяется действием как внешних, так и внутренних факторов.

Стратегия модернизации образования, одобренная Правительством РФ, ставит для общего образования новые ориентиры в образовательных и воспитательных целях. Эта стратегия модернизации задает новые требования. В первую очередь, главным результатом образования должно стать его соответствие целям опережающего развития. Дети должны быть вовлечены в исследовательские проекты, творческие занятия, спортивные мероприятия, в ходе которых они научатся понимать и осваивать новое, быть открытыми и способными выражать собственные мысли, уметь принимать решения и помогать друг другу, формировать интересы и осознавать возможности.

Для достижения указанных результатов выдвигаются следующие приоритетные взаимосвязанные задачи:

-обеспечение доступности дошкольного образования, равных стартовых возможностей каждому ребенку дошкольного возраста с учетом потребностей и возможностей социума;

-достижение нового современного качества дошкольного образования;

-повышение социального статуса и профессионализма работников образования, усиление их государственной и общественной поддержки;

-развитие образования как открытой государственно-общественной системы и повышения роли всех участников образовательного процесса — дошкольника, педагога, родителя.

Смена модели образования от традиционной к личностно- ориентированной, переход образования на новые федеральные государственные образовательные стандарты требуют от учреждения совершенствования, изменения; от каждого педагога — становления его как профессионала, глубоко знающего свою работу и легко ориентирующегося в инновациях, психологических процессах, владеющего современными технологиями.

Вместе с тем, в стандартах определены требования к установлению норм и положений, обязательных при реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования условиям, которые учитывают:

-программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья;

-развитие новых форм и механизмов осуществления экспертизы образовательной деятельности (мониторинг).

Таким образом, современная образовательная политика федерального и регионального уровней дает понимание требований к условиям жизнедеятельности в учреждении.

Одной из составляющей консолидированного заказа является социальный заказ.

Социальный заказ:

коммуникативные компетенции

-современное системное и проектное мышление

-мобильность

-развитие индивидуальности

-правовая культура

-гражданская позиция

-ответственное отношение к здоровью

Требования к условиям :

-Здоровьесбережение всех участников образовательного процесса

-Преемственность

-Открытость информации

-Участие общественности в системе оценки качества образования

-Непрерывное повышение профессионального уровня сотрудников

-Инновационность

-Система поддержки талантливых детей.

-Программа дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья.

2.5. Результаты маркетинговых исследований образовательных потребностей лиц, заинтересованных в образовании.

В 2017 году  по распоряжению Департамента здравоохранения города Москвы проводилось анкетирование родителей по качеству услуг, в том числе образовательных, предоставляемых в учреждениях ДЗМ. В переходном периоде 2018-2019 гг начинается формирование запросов родительских объединений (в том числе Московской городской ассоциации родителей детей-инвалидов) по объему и перечню образовательных услуг, предоставляемых в процессе  социально-педагогической и социально-бытовой реабилитации в Центре. Сформированы пакеты услуг, дифференцированных по показаниям и противопоказаниям, реализуемых в соответствии с  картами ИПРА.

 

Проведен опрос образовательных потребностей педагогов отделения исследованиях приняли участие 11 педагогов.

В результате было выявлено, что педагоги в своей работе используют личностно-ориентированный подход,  имеют достаточный уровень знаний и опыта в работе с использованием методов проектной деятельности, развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС и педагогических наблюдений, имеют интерес и мотивацию к повышению уровня своих профессиональных знаний и умений (прежде всего психолого-педагогических), к овладению современными эффективными технологиями.

 

Анализ потенциала развития педагогического отделения ГБУ ЦРИ «Бескудниковский»:

Сильные стороны

-накоплен практический опыт образовательной и воспитательной деятельности с детьми дошкольного возраста, в том числе с ОВЗ;

-наличие систематического медико — педагогического контроля в вопросах воспитания осознанного и ответственного отношения ребенка к своему здоровью, формирования установки на здоровый образ жизни

-разнообразие деловых и творческих связей с различными организациями и учреждениями города Москвы

-благоприятный психологический климат в коллективе

-усиление специалистами по коррекционной работе

 

Стратегия развития

-сохранение и развитие системы повышения квалификации педагогических работников в соответствии с требованиями ФГОС;

-повышение конкурентоспособности и результативности деятельности Центра, обусловленное ростом профессионального мастерства педагогов;

-поиск педагогических идей по обновлению содержания дошкольного образования для детей с ОВЗ: внедрение новых технологий, приемов взаимодействия с родителями.

  1. Стратегия эксперимента

-обеспечение психологического комфорта педагогам, создание атмосферы сотворчества,  условий для сохранения и укрепления здоровья детей и сотрудников

-дальнейшая оптимизация программного и материально-технического обеспечения работы педагогического отделения Центра в соответствии с ФГОС ДО;

-активизация внедрения развивающих технологий, в первую очередь игровых методов обучения и коррекции

-совершенствование содержания и форм взаимодействия Центра и семьи в процессе социально-педагогической и социально-бытовой адаптации и  реабилитации

Слабые стороны

-увеличение количества воспитанников, относящихся к сложным категориям, приводящее к ухудшению результатов освоения программы в определенный на курс реабилитации срок;

-малоактивное участие педагогов в мероприятиях городского уровня;

-наблюдаемая как следствие нестабильности переходного периода усталость и внутреннее напряжение сотрудников, снижающее позитивное восприятие  изменений

III. Стратегия компенсации

-сформирован стабильный коллектив, готовый к взаимовыручке и поискам новых профессиональных  решений

-наработана система оздоровительной и профилактической работы и осуществления вариативного подхода к формам и содержанию физического воспитания детей

  1. Стратегия защиты

-низкий социальный статус профессии воспитателя в обществе, претензионное отношение некоторых родителей;

-эмоциональное выгорание педагогов вследствие продолжительных профессиональных стрессов;

-отсутствие заинтересованности родителей воспитанников в контакте с воспитателями и специалистами по коррекционной работе;

-временная затрудненность получения финансирования на обновление материально-технической базы Центра.

Проведенный анализ настоящего состояния деятельности педагогического отделения ГБУ ЦРИ «Бескудниковски» позволил выявить ряд проблем:

-несогласованность требований педагогов и родителей к обеспечению полноценного развития ребенка, недостаточная грамотность родителей в вопросах последовательного образования детей;

-становление открытой, гибкой и доступной системы образования для детей с особенностями развития и ОВЗ;

— необходимость создания условий для сохранения, приумножения культурных и духовных ценностей в процессе социально-культурного развития детей;

-необходимость обновления материально-технической базы Центра с учетем изменения контингента и запросов;

— необходимость интенсификации педагогического труда, повышение его качества, совершенствование педагогического мастерства и рост творческой активности педагогов к применению современных образовательных технологий;

-потребность в преодолении пассивности родителей для полноценного развития  дошкольников.

Очевидно наличие условий и потенциальных возможностей педагогического коллектива для дальнейшего развития и повышения эффективности деятельности учреждения.

  • Концепция Программы развития ГБУ ЦРИ «Бескудниковский»

Цель Программы: повышение качества образования путем создания системы интегративного образования, реализующего право каждого ребенка на качественное и доступное образование, обеспечивающее равные стартовые возможности для полноценного физического и психического развития детей, как основы их успешного обучения в школе.

Задачи:

-Совершенствование предметно-пространственной среды ГБУ ЦРИ «Бескудниковский» в соответствии с ФГОС ДО.

-Совершенствование содержания и технологий образования дошкольников, в том числе информационно-коммуникационных.

-Повышение профессиональной компетентности педагогов.

-Обеспечение интеллектуального, личностного и физического развития ребёнка в разных видах деятельности.

-Внедрение проектов в образовательную деятельность в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников.

-Использование возможностей сетевого взаимодействия и интеграции в образовательном процессе.

Программа осуществляет три основные функции:

-очерчивает стратегию развития педагогического отделения Центра;

-выделяет приоритетные направления работы;

-ориентирует всю деятельность на конечный результат.

Принципы образовательной деятельности в рамках Программы развития на 2018-2022 гг.:

-Принцип системности– целостный подход, взаимодействие и соответствие всех направлений и звеньев на достижение оптимального результата – развития личности ребенка.

-Принцип развивающего образования — опирается на «зону ближайшего развития» и предполагает использование новейших технологий и методик.

Принцип индивидуализации и дифференциации предполагает учет субъективного опыта, индивидуальных предпочтений, склонностей, интересов и способностей детей и взрослых.

Принцип гуманизации – утверждение непреходящей ценности человека, его становления и развития.

Принцип увлекательности и мотивированности — образовательный материал интересен детям, доступен и подается в игровой форме.

Принцип вариативности предполагает разнообразие содержания, форм и методов с учетом целей развития и педагогической поддержки каждого ребенка.

Принцип активности – предполагает освоение ребенком программы через собственную деятельность под руководством взрослого.

3.1. Приоритетные направления развития

Концептуальной идеей Программы развития является установка, что каждый ребенок успешен. Успешность дошкольника предполагает личностную готовность ко взаимодействию с социумом, к школе и выражается в готовности ребенка принять новую социальную позицию и роль ученика, сформированность мотивации на успешность в дальнейшей жизни.

При разработке стратегии развития была определена перспектива деятельности коллектива:

приоритет интересов и потребностей ребенка — ценность качества образовательного процесса напрямую связана соответствием образовательного процесса индивидуальным потребностям и возможностям ребенка. Это означает бережное отношение к ребенку (его здоровью, интересам, возможностям) и создание оптимальных условий для его развития в образовательном процессе. Такими условиями выступают вариативность образовательных программ, использование современных образовательных технологий, обеспечивающих личностное развитие в образовательном процессе, позитивная социально-психологическая атмосфера воспитательной работы;

-качество дошкольного образования — ценность определяется предоставлением возможности выбора для ребенка индивидуального образовательного плана на основе разнообразия содержания, форм и методов работы с детьми; обеспечением социальной защиты ребенка; гарантией достижения каждым ребенком необходимого уровня подготовки для успешного обучения в начальной школе.

-преемственность дошкольного и начального школьного образования-   развития детей и интеграции дошкольного образования в образовательное пространство школы.

-компетентность (профессионально-педагогическая) – системное понятие, которое определяет объем компетенции, круг полномочий в сфере профессионально-педагогической деятельности. В более узком понимании под профессионально-педагогической компетентностью понимается системное явление, сущность которого состоит в системном единстве педагогических знаний, опыта, свойств и качеств педагога, позволяющих эффективно осуществлять педагогическую деятельность.

3.2. План действий

Изменение в содержании образования с использованием личностно-ориентированных технологий планируется провести поэтапно, в течение трёх лет с момента выработки концепции развития  педагогического отделения ГБУ ЦРИ «Бескудниковский».

Программа развития реализуется через проекты, направленные на оптимизацию всех сторон образовательного процесса, включая управление детским садом, а значит, находятся во взаимосвязи со стратегическими задачами Программы развития Центра.

Каждое направление работы представлено в виде проекта:

Подготовительный этап (2018-2019 учебный год)

— разработка документации для успешной реализации мероприятий в соответствии с Программой развития;

— создание условий (кадровых, материально-технических и т. д.) для успешной реализации мероприятий в соответствии с Программой развития;

— начало реализации мероприятий, направленных на создание интегрированной модели развивающего образовательного пространства.

Проект «Территория развития»

Цель: Совершенствование предметно-образовательной среды, через оснащение образовательного процесса современным учебным и наглядным оборудованием, с учетом планируемых изменений в образовательном процессе в соответствии с ФГОС ДО.

Планируемые направления деятельности:

  • Проведение качественного анализа материально-технической базы предметно- пространственной среды;
  • Исследование климата в педагогическом коллективе для определения уровня психологической комфортности;
  • Создание условий для организации образовательного процесса с учётом многообразия индивидуальных и возрастных детских возможностей и способностей (дети с ограниченными возможностями здоровья, особыми потребностями в обучении и воспитании);
  • Реализация модели развивающей среды и интегрированного игрового пространства, согласно ФГОС ДО;
  • Проведение планового тематического контроля по созданию предметно- пространственной среды в каждой возрастной группе, в соответствии с ФГОС ДО.

Модель будущего образовательного пространства ГБУ ЦРИ «Бескудниковский» (как  результат развития)

  1. Наличие современной развивающей предметно-пространственной образовательной среды:

— гарантирующей охрану и укрепление физического и психологического здоровья воспитанников;

— обеспечивающей духовно-нравственное развитие и воспитание детей;

— высокое качество дошкольного образования, его доступность, открытость и привлекательность для детей и их родителей (законных представителей), всего общества;

— комфортной по отношению к воспитанникам и педагогическим работникам.

2.Предметно-пространственная среда доступна, безопасна, адаптирована и трансформируется в соответствии задачами и тематикой образовательного процесса.

3.Предметно-пространственная среда оснащена необходимыми

дидактическими, развивающими и настольно-печатными играми.

 

2-ой этап – практический (2019-2021 учебные года)

— апробирование модели, обновление содержания организационных форм, педагогических технологий;

— постепенная реализация мероприятий в соответствии с Программой развития;

— коррекция мероприятий.

Проект «Жить-здорово!» подразумевает деятельность в соответствии с требованиями Сан ПиН и на основе учёта критериев и показателей здоровья и физического развития воспитанников. Планирование работы  включает в себя последовательные шаги, начиная от адаптационного периода с переходом на здоровьесберегающие технологии, консультирование родителей для закрепления навыков и поддержания достигнутого уровня валеологической грамотности ребёнка.

Цель: сохранение и укрепление здоровья детей; сформированности у детей основ культуры здоровья; повышение коэффициента здоровья детей.

Планируемые направления деятельности:

  • Проведение опроса родителей воспитанников для выявления уровня удовлетворенности работой Центра по вопросам охраны и укрепления здоровья детей:
  • Организация мероприятий для воспитанников (соревнования, конкурсы, мастер-классы)
  • Совершенствование системы работы по проведению консультирования родителей всеми специалистами в соответствии в выявленными проблемами.
  • Проведение наглядной агитации (оформление тематических стендов, раздача информационного материала).
  • Приобщение родителей к общедоступной информации для ознакомления и совместного обсуждения через официальный сайт .

Проект «Мастерская «Калейдоскоп» основан на цикле мини-проектов: творческих, исследовательских, игровых, экологических, информационно-практических и др.

Поскольку сформированность начальных представлений к учебной деятельности и мотивов является показателем успешности ребенка и результатом качества образовательных услуг, то  результаты реализации данного проекта связаны с развитием ребенка по следующим направлениям:

-Физическое

-Познавательное

-Речевое

-Художественно- эстетическое

-Социально-коммуникативное

Цель: Совершенствование образовательного процесса путем включения в него проектных и игровых технологий, интегрированных форм организации непрерывной образовательной деятельности, методов и приемов, способствующих реализации личностно-ориентированного и системно-деятельностного подходов.

Планируемые направления деятельности:

  • Создание условий для успешного освоения образовательной программы «Шаг за шагом» ГБУ ЦРИ «Бескудниковский»
  • Становление открытой, гибкой и доступной системы образования, на основе духовных ценностей, патриотических ценностей и культурно — исторических традиций России;
  • Создание индивидуальных маршрутов развития детей, предполагающее полное взаимодействие педагогов и специалистов, а также работу с родителями по самореализации личности их детей;
  • Мониторинг сформированности у детей начальных представлений к учебной деятельности и уровня мотивации к успешности обучения в школе и дальнейшей жизни.

Результаты реализации содержания проекта служат основанием преемственности дошкольного и начального общего образования и предполагают формирование у детей дошкольного возраста предпосылок к учебной деятельности на этапе завершения ими дошкольного образования.

Модель дошкольника (как желаемый результат)

Успешность дошкольника определяется сформированностью новой внутренней позиции ребенка, связанной с общением,  учением, как новой социально значимой деятельностью, открывающей новые перспективы развития.

У дошкольника, ориентированного на успех должны быть сформированы:

-навыки самообслуживания и ориентирования

-начальные представления об учебной и исследовательской деятельности.

-мотивация к общению, познанию и успешности.

Для начальных ключевых компетентностей характерна многофункциональность, овладение ими позволяет ребенку решать различные проблемы в повседневной жизни и деятельности. Начальные ключевые компетентности многомерны, в них представлены результаты личного опыта ребенка во всем его многообразии (отношения, знания, умения, творчество).

К начальным ключевым компетентностям относятся:

–здоровьесберегающая;

–деятельностная;

–информационная;

–социально-коммуникативная.

Они универсальны, переносимы и применимы в различных ситуациях.

Из мотивов успешности дошкольника можно выделить следующие:

-учебно-познавательные

-социальные;

-игровые.

Таким образом, модель успешного дошкольника имеет следующие аспекты успешности:

-ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

-ребёнок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

-ребёнок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребёнок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

-ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения,  у ребёнка складываются предпосылки грамотности;

-у ребёнка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

-ребёнок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

-ребёнок проявляет любознательность, задаёт вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живёт; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребёнок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

Одним словом — это здоровый, умный, деятельный, социально активный, добрый и творческий ребенок, владеющий системой начальных ключевых умений, универсальных учебных умений и мотивированный на успех учебы и дальнейшей жизни.

Проект «Профсовершенствование» ориентирован на практические методы работы по повышению профессиональной компетентности педагогов: обучение технологии создания презентации по проведенному мероприятию, фоторепортажа, информационного стенда, навыку грамотного пользования интернет – сети, обучающие тренинги специалистов по повышению личностной и профессиональной компетенции, мастер-классы для коллег и родителей.

Цель: совершенствование профессиональной компетентности и общекультурного уровня педагогических работников для успешной реализации планируемых изменений.

Планируемые направления деятельности:

1.Изучение и выявление степени удовлетворенности педагогической деятельностью через самоанализ педагогов.

2.Повышение профессиональной компетентности педагогов на курсах повышения квалификации, посещение методических объединений, семинаров, круглых столов, конференций .

3.Прохождение аттестации педагогических работников.

4.Участие с докладами на семинарах, педагогических круглых столах.

  1. Приобщение педагогов к методической работе: выступление на педагогических советах, работе творческих и рабочих групп по составлению рабочих и образовательных программ, консультаций, родительских консультациях.

6.Стимулирование педагогов к самообразованию, дистанционному обучению с использованием интернет-ресурсов.

7.Сетевое взаимодействие педагогов с целью усиления ресурса учреждения за счет ресурсов других учреждений и продвижения продуктов инновационной деятельности образовательных услуг.

8.Предоставление ежегодного отчета по повышению творческого потенциала каждого педагога.

Модель педагога Центра (как желаемый результат)

1.Педагог- активный участник образовательных отношений, умеющий выстраивать партнерское взаимодействие с родителями (законными представителями) детей  дошкольного возраста для решения образовательных задач, использовать методы и средства для их психолого-педагогического просвещения;

2.ИКТ — компетентный педагог, владеющий необходимыми и достаточными знаниями, умениями и навыками:

— для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста;

— для пользования технологиями дистанционного обучения при повышении своей квалификации;

— для участия в профессиональных интернет сообществах, с целью обеспечения возможности информационного обмена научной и педагогической информации;

— для повышения уровня образования (высшее, второе высшее).

Проект «Родительский клуб»

Цель: Совершенствование системы взаимодействия с родителями, обеспечивающей повышение уровня грамотности родителей в вопросах последовательного развития и воспитания детей, а также согласование требований педагогов и родителей к воспитанию и развитию детей.

Планируемые направления деятельности:

1.Проведение анкетирования родителей, направленного на трудности в воспитании своих детей и удовлетворенности работой Центра.

2.Выявление трудностей и проблем для организации педагогической работы с родителями.

3.Организация совместных мероприятий для воспитанников и их родителей (соревнования, конкурсы, мастер-классы)

4.Организация системы ежемесячной работы по проведению консультирования родителей всеми специалистами в соответствии в выявленными проблемами.

5.Проведение наглядной агитации (оформление тематических стендов, раздача информационного материала).

  1. Приобщение родителей к общедоступной информации для ознакомления и совместного обсуждения через официальный сайт Центра.

7.Постановка конкретных задач на следующий учебный год.

3-ий этап – итоговый (2021-2022 учебный год)

— реализация мероприятий, направленных на практическое внедрение и распространение полученных результатов;

— анализ достижения цели и решения задач, обозначенных в Программе развития

Проект «Коллекция достижений»

Цель: изучение, обобщение и представление передового педагогического опыта педагогов

Планируемые направления деятельности:

1.Изучение профессионального мастерства:

-самоанализ педагогов;

-анкетирование педагогов;

-обогащение опыта педагогов для выявления уровня педагогического мастерства

-формирования заявок на курсы повышения квалификации, уровня образования.

  1. Включение педагогического состава в участие творческих групп, методических объединений, обучающих семинаров города Москвы, направленных на практическое внедрение современных образовательных технологий, интегрированных форм осуществления непосредственной образовательной деятельности.
  2. Создание системы методического сопровождения обучения и повышения педагогического мастерства.
  3. Создание творческой группы по разработке плана внедрения современных технологий путем передачи практического передового опыта.
  4. Совершенствование комплексно-методического планирования путем включения интегрированных форм осуществления обучающих мероприятий посредством проектных и игровых технологий.
  5. Организация взаимных посещений педагогами непосредственной образовательной деятельности в возрастных группах.

7.Осуществление контроля качества выполнения планируемых направлений деятельности.

  1. Обобщение полученных результатов и внесение необходимых изменений.

Желаемые результаты успешности:

  • Стабильный педагогический коллектив, который:

-поддерживает общую идею системного обновления образовательного процесса;

-стремится к достижению запланированных  результатов;

-обеспечивает выход Центра на уровень современных требований.

  • Рост количества педагогов, представляющих свой опыт на мастер – классах, открытых мероприятиях, на семинарах, конференциях разного уровня, публикациях;
  • Рост числа педагогов, разработавших авторские программы, методические пособия.
  • Рост удовлетворенности педагогов, воспитанников и их родителей организацией образовательного процесса в Центре.
  • Создание творческой группы, которая реализует основные направления данной программы, способствует обмену передовым педагогическим опытом и его распространению.
  • Совершенствование образовательного процесса, посредством проектных и игровых технологий.
  • Совершенствование функционирования общественно-государственных органов управления.
  • Осуществление контроля качества выполнения планируемых направлений деятельности.
  • Создание системы оценки качества результатов деятельности.
  • Обобщение полученных результатов и внесение необходимых изменений.
  • Повышение имиджа Центра благодаря слаженной работе педагогов и успехам воспитанников.

4.Финансирование Программы развития

Финансирование осуществляется в пределах текущего бюджетного финансирования.

5.Система организации контроля за выполнением Программы развития

  • Постоянный контроль выполнения Программы осуществляет администрация ГБУ ЦРИ «Бескудниковский»
  • Творческая группа разрабатывает ежегодные планы мероприятий с указанием ответственных за реализацию отдельных проектов, представляет их на Педагогическом совете.
  • Освещение хода реализации Программы (по результатам отчетов) на сайте учреждения, на конференциях и семинарах разного уровня и др.
  • Ежегодные отчеты на педагогических советах педагогического отделения Центра и сайте ГБУ ЦРИ «Бескудниковский».
  • Результаты контроля и отчёты о проведённых мероприятиях, публичные отчеты руководителя учреждения публикуются на сайте ГБУ ЦРИ «Бескудниковский» .

Такова модель будущего учреждения, которое предполагается в результате реализации программы развития для обеспечения перехода ГБУ ЦРИ «Бескудниковский» в новое качественное состояние.