Структура оздоровительной программы:

 

  1. Общие положения.
  2. Ресурсное обеспечение.
  3. Преемственность в работе с семьёй.
  4. Содержание физкультурно-оздоровительной деятельности.
  5. Мониторинг здоровья и физического развития.

 

  1. I. Общие положения.

Пояснительная записка.

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время всё большее значение. Высокая заболеваемость, неблагоприятные экологические условия, сложная социальная ситуация и другие неблагоприятные факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровью и здоровью своих детей требуют выработки определённой комплексной системы в работе по  системному оздоровлению детей, начиная с дошкольного детства. Исследования отечественных и зарубежных учёных доказали, что период дошкольного детства – важнейший период для формирования фундамента физического и психического здоровья человека. Именно в этот период идёт интенсивное развитие органов и становление функциональной системы организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Привычка к  ЗОЖ должна быть заложена в семье, принята и закреплена в режиме дошкольного учреждения, как фундамент активной и полноценной жизни, стимул формирования, преумножения и сохранения здоровья ребенка.

Здоровье ребёнка определяет его работоспособность, возможность легко усваивать  материал занятий, быть доброжелательным в общении со сверстниками, уметь управлять своим поведением. Таких результатов можно добиться лишь в том случае, если комплекс оздоровительных мероприятий, вся повседневная работа по охране и укреплению здоровья детей станут приоритетными в дошкольных учреждениях.

В нашем дошкольном учреждении педагогическим коллективом накоплен богатый опыт работы по охране здоровья, физическому развитию, оздоровлению и здоровьесбережению дошкольников. Данная программа представляет собой систему мер, способных влиять на состояние здоровья ребёнка. Она базируется на основных принципах комплексной программы развития и воспитания дошкольников «От рождения до школы»   (Е.Н.Веракса, Т.С.Комарова, М.А. Васильева), помогает ему использовать резервы своего организма для укрепления здоровья, повышения качества жизни и приобщает детей и их родителей к ценностям здорового образа жизни. При разработке программы учитывалось, что Детский санаторий № 6 является лечебно-профилактическим учреждением для детей дошкольного возраста с ослабленным иммунитетом, часто болеющих детей и детей с почечными и гастроэнтерологическими заболеваниями. Санаторий рассчитан на круглосуточное пребывание дошкольников 3-7 лет в течение заезда длительностью 21 день. Дети получают процедуры и лечение в соответствии с профилем заболевания, а так же общеукрепляющие процедуры и занятия по возрастным группам. Программа отражает эффективные подходы к комплексному решению вопросов оздоровления дошкольников, определяет основные направления, задачи и план действий.

Цель программы:

Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей дошкольного возраста с хроническими и частыми соматическими заболеваниями, обучение ЗОЖ родителей для повышение качества жизни детей в семье.                                                                                          

Задачи программы:

1.Создание условий, обеспечивающих охрану жизни и здоровья детей.

2.Оздоровление детей через систему лечебно-профилактических мероприятий.

3.Воспитание у детей потребности в здоровом образе жизни.                                                                                                                                           4.Формирование основ двигательной культуры и поддержание соответствующего возрасту уровня физической подготовленности с учётом возможностей и состояния здоровья детей.

5.Воспитание у физически слабых и малоактивных детей уверенности в своих силах.

6.Создание психологически благоприятного климата на весь период оздоровления для успешной физической реабилитации и гармоничного личностного развития детей.                                                                                                                                                        

7.Осуществление единого понимания и подхода к оздоровительной системе персонала санатория и родителей (физкультура и закаливающие мероприятия каждый день, облегченная одежда, соблюдение режима дня).

Принципы программы:

1.Принцип научности – подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на укрепление здоровья, научно обоснованными и практически апробированными методиками.

2.Принцип активности и сознательности – участие всего коллектива педагогов в поиске новых, эффективных методов и целенаправленной деятельности по оздоровлению детей.

3.Принцип комплексности и интегративности – решение оздоровительных задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.

4.Принцип адрессованности и преемственности – поддержание связей между возрастными категориями, учет разноуровнего развития и состояния здоровья.

5.Принцип результативности и гарантированности – реализация прав детей на получение необходимой помощи и поддержки, гарантия положительного результата независимо от возраста и уровня физического развития детей.

Объекты программы:

1.Дети дошкольного возраста, поступающие в санаторий на лечение.

2.Семьи  детей, находящихся в санатории.

3.Персонал санатория.

Ожидаемые результаты:

 1.Повышение качественного уровня ответственности за укрепление здоровья дошкольников у родителей, педагогического, медицинского и иного персонала санатория.

  1. Снижение заболеваемости и укрепление здоровья воспитанников (увеличение периодов ремиссии и отсутствие рецидивов хронических заболеваний).

3.Создание атмосферы благоприятного социально-психологического микроклимата для каждого ребёнка для снижения уровня тревожности и инфантилизма.

  1. Создание режима дня, обеспечивающего гигиену нервной системы ребенка, комфортное самочувствие, нормальное психическое и физическое развитие.

5.Формирование у детей потребности в здоровом образе жизни.  

6.Стимулирование интереса дошкольников и их родителей к вопросам здорового образа жизни, здорового питания, сохранения режима и рациональной двигательной активности.                                                                                                                                                        

7.Просвещение родителей и формирование традиций семьи по физическому воспитанию ребёнка.

8.Обеспечение условий для реализации индивидуального подхода к обучению и воспитанию

  1. Повышение профессионального мастерства педагогов.

 

  1. II. Ресурсное обеспечение:

Законодательно-нормативное обеспечение программы:

1.Закон РФ «Об образовании».

2.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.                                                                                                                 3.Санитарные нормы и правила, утверждённые постановлением Министерства образования и Роспотребнадзором.

4.Устав образовательного учреждения.

5.Конвенция о правах ребёнка.

6.Конституция РФ ст. 38, 41,42,43.             

7.Основная образовательная программа «Шаг за шагом» разработанная в соответствии с ФГОС и утвержденная на педагогическом совете от 14. 01. 2016 г.

  1. Приказ «Об охране жизни и здоровья детей, находящихся на лечении в ГБУЗ «ДС №6 ДЗМ».

Программно-методическое обеспечение

Название программы

Цель программы

Критерии освоения программы

Программа «Воспитание и обучение в детском саду»

под ред. М. А.Васильевой,

В. В. Гербовой,

Т. С. Комаровой

Раздел «Физическое воспитание».

Всестороннее развитие психических и физических качеств детей от рождения до 7 лет в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, создание эмоционально благоприятных условий в период нахождения ребенка в ДОУ. Подготовка ребенка к жизни в обществе.

Сформированность двигательной культуры.

Сформированность навыков личной гигиены.

Осознание ценности здорового образа жизни, бережного отношения к своему здоровью

Овладение элементарными правилами безопасного поведения.

Методические рекомендации «Воспитание здорового ребёнка»

М.Д. Маханевой

Создание в ДОУ общей системы физического воспитания и закаливания детей в течение всего времени их пребывания в детском дошкольном учреждении в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями.

Освоение детьми различных видов двигательной деятельности.

Становление у детей ценностей здорового образа жизни.

Творческое самовыражение детей в процессе физической активности.

Программа «Кроха» под ред. Г.Г. Григорьевой; раздел «Физическое развитие и здоровье детей»

Создание условий для гармоничного физического и психологического развития, повышение умственной и физической работоспособности

Возможные достижения в освоении основных движений.

Уровень физических качеств.

Уровень личностных качеств (ловкость, выносливость, быстрота).

Интерес к физическим упражнениям.

Программа «Школа здорового человека»

Г.И. Кулик,

Н.Н. Сергиенко

Сформировать у ребёнка мотивы самосохранения, воспитать привычку думать и заботится о своём здоровье.

Уровень развития представлений о себе, своём здоровье и физической культуре.

Владение способами укрепления и сохранения здоровья.

 

Кадровое обеспечение реализации программы

Ответственный

Мероприятия

Главный врач

  Организация инфраструктуры учреждения и здоровьесберегающей среды, контроль работы с детьми, сотрудниками и родителями по формированию культуры здоровья. Осуществление общего руководства по внедрению оздоровительной программы дошкольного учреждения. Ежемесячный анализ реализации программы.

Ежедневный контроль за соблюдением охраны жизни и здоровья детей.

Заведующий педагогическим отделением

Контроль за построением учебно-воспитательного процесса в группах на принципах здоровьесбережения. Методическое обеспечение оздоровительно-образовательного процесса.                         Совершенствование педагогического мастерства педагогов по формированию у детей начальной здоровьесберегающей компетенции.                                       Контроль за качеством работы с детьми по формированию ЗОЖ.                                                                              Нормативно-правовое, программное обеспечение реализации программы. Проведение мониторинга. Контроль за реализацией программы.

Старшая медицинская сестра

Организация и контроль соблюдения санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима.

 

Врачи

Обследование детей и выявление патологии, назначение лечения  хронических заболеваний во избежание рецидива;

Определение оценки эффективности реабилитации, показателей физического развития, критериев здоровья.

Составление индивидуального плана реабилитации.

Воспитатели

Обеспечение психологического комфорта в группе. Проведение оздоровительные мероприятия и формирование культуры здоровья через различные формы работы на занятиях. Проведение закаливающих мероприятий, оздоровительных гимнастик. Определение задач, содержания и методов работы с детьми с учётом индивидуальных особенностей дошкольников. Проведение занятий на принципах здоровьесбережения, обеспечение обратной связи. Составление характеристики по индивидуальным особенностям детей, участие в определении уровня физической подготовленности и уровня культуры здоровья каждого ребенка. Повышает педагогическую культуру родителей по созданию условий для ЗОЖ в семье.

Музыкальный руководитель

Проведение музыкальных игр и праздничных мероприятий с детьми. Пластическое развитие детей на музыкальных занятиях. Участие в проведении гимнастики и досугов. Развитие эмоциональной сферы ребенка посредством слушания музыкальных произведений, пения и драматизации. Проведение певческой дыхательной и артикуляционной гимнастики на занятиях. Подбор аудиоматериалов для релаксации.

Инструктор ЛФК

Определение показателей двигательной подготовленности детей. Профилактика и коррекция отклонений в физическом развитии. Проведение дыхательной гимнастики. Индивидуальная работа с детьми по показаниям на тренажерах.  

Медицинские сестры (палатные)

Выполнение врачебных назначений, проведение медицинских процедур. Осуществление контроля режима дня. Оказание доврачебной помощи. Наблюдение за динамикой физического развития детей. Организация и контроль питания в группе и гигиены приёма пищи детьми. Контроль санитарного состояния групповых комнат, спальни и других помещений.

Заместитель главного врача по АХЧ

Обеспечение условий для предупреждения травматизма в ДОУ.Создание материально-технических условий.

Контроль за выполнением младшим обслуживающим персоналом санитарно-гигиенических условий при реализации программы.

Диетсестра

 

 

Повара

Составление меню диетического питания. Осуществление контроля за соблюдением технологий приготовления блюд рационального питания.

Ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания.

Младший обслуживающий персонал

Соблюдение санитарно-гигиенического режима.

 

Дворник

Содержание в чистоте прилегающей территории и прогулочных площадок санатория, контроль целостности ограждения. Своевременная уборка снега и наледи с дорожек и крыш. В жаркое время года обеспечение полива прогулочных площадок и цветников.

 

  1. VI. Содержание физкультурно-оздоровительной деятельности. Система работы санатория не ставит целью достижения высоких спортивных результатов за короткий отрезок времени. Основные задачи- помочь детям поддерживать уровень физического развития несмотря на ограничения здоровья, проявить их собственные потенциальные возможности, приобщить к здоровому образу жизни, привить любовь к физической культуре и  спорту.

 

Работа с детьми

Формы и методы оздоровления детей

Формы и методы

Содержание

Контингент детей

1.

Обеспечение

здорового ритма

жизни

— щадящий режим

(адаптационный период);

-охранительный режим;

-организация

благоприятного

психологического

микроклимата в группе

Все группы

2.

Физические упражнения

— утренняя гимнастика;

— физкультурно-оздоровительные занятия;

— подвижные игры;

— элементы спортивных игр;

— профилактическая гимнастика, гимнастика пробуждения

(дыхательная, улучшение

осанки, плоскостопия, зрения)

Все группы

 

3.

Гигиенические и

водные процедуры

 

— обширное умывание;

— ежедневные подмывания;   

-чистка зубов утром и вечером;                                       -банные дни;                                   

 — обеспечение чистоты среды

Все группы

4.

Свето-воздушные ванны

 

— проветривание помещений

(в том числе сквозное)

— прогулки на свежем воздухе

— обеспечение температурного режима и чистоты воздуха

Все группы

5.

Активный отдых

 

— развлечения, праздники;

— игры – забавы;

— дни здоровья

Все группы

6.

Аромотерапия и

фитотерапия

— фиточай, отвары;

— кислородный коктейль

Все группы

7.

Диетотерапия

— рациональное питание, диета, соблюдение водного и солевого режима

Все группы

8.

Музыкотерапия

 

— музыкальное сопровождение режимных моментов;

— музыкальное оформление фона занятий;

— музыкально-театрализованная деятельность

Все группы

9.

Специальное закаливание

 

— босохождение по массажным коврикам;

— игровой массаж;

— дыхательная гимнастика;

— сон без маек

Все группы

10.

Пропаганда ЗОЖ

 

— занятия по ОБЖ;

— беседы и тренинги

Старший дошкольный

возраст

 

Закаливающие процедуры

Характер действий

Метод

Методика

Противопоказания

Воздух

(температурное

воздействие на

организм)

Утренняя

гимнастика

Проведение  в

облегченной одежде

Медицинский отвод

после болезни

Прогулка

 

Прогулки на свежем воздухе в любую погоду в одежде по сезону

Температура

воздуха ниже нормы.

Воздушные

контрасные

ванны.

Гимнастика

пробуждения

Использование

разницы температур

(под одеялом, без

одеяла, в групповой

комнате).

Температура

воздуха ниже

нормы. Наличие

медицинских

отводов

Хождение

босиком

 

Во время пробуждающей гимнастики с учетом физического и соматического здоровья.

Температура

воздуха ниже

нормы.

 

Вода

(температурные

и механические

раздражающие

воздействия на кожу, органы обоняния,

дыхательную систему)

 

Полоскание

рта отварами

трав (кипяченой

водой)

 

Постепенное обучение

полосканию рта, начиная с 1-й младшей группы.

Чередование процедур

(2 недели — отвар трав, 2 недели -кипяченая вода)

Аллергическая восприимчивость

Обширное

умывание

 

 

 

 

 

 

 

Постепенное обучение элементам обширного умывания, начиная от кончиков пальцев до локтя, плеча, шеи с переходом к подбородку, и умыванию лица.

Процедура проводится 1 раз после сна.

Температура

воздуха ниже нормы. Наличие

медицинских

отводов

Солнце

(общее температурное

воздействие на

организм)

 

Прогулка. Солнечные

ванны

 

Использование

Ослабленного влияния атмосферы (раннее утро, после полудня). Проведение солнечных ванн в облачные дни.

Хронические заболевания,

температура свыше

30С

 

 

 При хронических заболеваниях почек водные процедуры с понижением температуры (ножные ванны, обливания) НЕ ПОКАЗАНЫ.

 

Использование современных оздоровительных технологий

  в регламентированной и нерегламентированной деятельности

Виды

оздоровительных технологий

Положение

 в режиме дня

Особенности

методики

проведения

Ответственный

1. Технология сохранения и стимулирования здоровья

Подвижные и

спортивные

игры

 

Как часть

физкультурного

занятия, на прогулке, в

групповой комнате – малой и средней степенью подвижности.

Ежедневно для всех возрастных групп

Игры подбираются

в соответствии с

возрастом ребенка,

местом и временем проведения. В санатории используются элементы

спортивных игр.

Воспитатели

Динамические

паузы

 

 

 

Во время занятий по мере утомляемости детей в течение 2-5 мин

 

Рекомендуется для всех детей в качестве

профилактики утомления, могут включать в себя элементы гимнастики других в зависимости от

вида занятия.

Воспитатели

Релаксация

 

 

В любом учебном

помещении. В

зависимости от

состояния детей и целей, педагог определяет

интенсивность

занятия для каждой  из возрастных групп

Использование

классической музыки, звуков природы, чтение вслух стихотворений или сюжетных рассказов для самоконтроля состояния и расслабления

Воспитатели

Пальчиковая

гимнастика

 

С младшего возраста

индивидуально или с подгруппой

 

Рекомендуется всем детям, особенно с

речевыми проблемами.

Проводится в любое удобное время

Воспитатели,

учитель-дефектолог

Гимнастика для

глаз

 

 

Ежедневно по 3-5 минут в зависимости от

интенсивности зрительной нагрузки с

младшего возраста

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога, применять как элемент наблюдения на прогулке

Воспитатели

Дыхательная

гимнастика

 

В различных формах

физкультурно –

оздоровительной работы

 

Обеспечить проветривание помещения,

проинструктировать

детей о гигиене полости носа перед проведением процедуры

Воспитатели

Гимнастика

пробуждения

 

Ежедневно после

дневного сна, 5-10 мин.

 

Форма проведения: упражнения на

Кроватках у стульчиков в спальне, завершающее обширное умывание

Воспитатели

Корригирующая

гимнастика

 

 

В различных формах

физкультурно-

оздоровительной

работы

Форма проведения

зависит от поставленной

задачи и контингента детей

Воспитатели

2. Технология обучения здоровому образу жизни

Занятия ЛФК

 

2 раза в неделю в

Физкультурном зале, 1 раз в неделю на свежем воздухе.  Младший

возраст — 15-20 мин. Старший возраст — 25-30

мин.

Занятия проводятся

в соответствии с

программами профилактики плоскостопия и укрепления мышечного корсета живота и спины. Перед занятием

необходимо хорошо

проветривать помещение, проводить влажную уборку.

    Инструктор по ЛФК

Самомассаж

 

В зависимости

поставленных

педагогом целей,

сеансами, либо в

различных формах

физкультурно –

оздоровительной работы.

Объяснение ребенку серьезности

процедуры и закрепление элементарных

знаний о сохранении здоровья и работоспособности организма.

Воспитатели, медсестра

Точечный

массаж

 

 

Проводится в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время

Проводится с детьми старшего дошкольного возраста

Медсестра

 

Дети с почечной патологией помимо основных режимных моментов (диета, питьевой режим, закаливание) получают и профилактическую терапию (травы, минеральные воды, витамины).

 

  1. V. Мониторинг здоровья и физического развития.

Цель мониторинга: выявить уровень физического развития, физической подготовленности и работоспособности детей, осуществить индивидуально-дифференцированный подход в оздоровлении детей.

Объектом мониторинга выступает:

-общая заболеваемость, в том числе и инфекционная (анамнез);

-состояние здоровья воспитанников группы;

-физическое развитие детей;

-психофизические качества.

Технология проведения мониторинга

Контроль за оздоровительным развитием детей дает возможность проанализировать динамику показателей в течение периода пребывания и корректировать методы оздоровительной работы.

Объект мониторинга

Содержание

Диагностика и оценка

Ответственный

Общая заболеваемость

  Хронические заболевания, ОРВИ и грипп, болезни органов дыхания и ЛОР — органов

Проводится в начале месяца медсестрой и врачом (согласно анамнезу и по текущему состоянию) и ежедневно на плановых осмотрах.

Заведующий отделением, лечащий врач, палатная медсестра

Динамика состояния здоровья

Показатели самочувствия и активности ребенка

Проводится ежедневно на плановых осмотрах.

Лечащий врач, палатная медсестра

Физическое развитие

Рост, вес (степень развития костной и мышечной систем, внутренних органов,подкожной жировой клетчатки), окружность грудной клетки. При диагностике физического развития дифференцируются группы детей с гармоничным развитием и отклонением в нем: сформированность навыков основных видов движений, ловкость, гибкость, функция равновесия, координационные способности.

Проводится медицинской сестрой в присутствии воспитателя по общепринятым методикам 2 раза в месяц. Результаты обследования заносятся в » Карту ребенка». Ведутся постоянные наблюдения за ребенком в процессе жизнедеятельности и занятий по физической культуре, хронометраж основных режимных моментов. Для тестирования физических качеств используются контрольные упражнения, которые предлагают педагоги детям в игровой или соревновательной форме.

Воспитатели, медсестра палатная, инструктор ЛФК

Психо-эмоциональное состояние

Самооценка, тревожность, привязанность, агрессивность, конфликтность, эмпатия.

Психогигиена: степень проявления эмоциональных состояний в повседневной совместной деятельности со сверстниками или взрослым, в автономной деятельности, процессе психогимнастических занятий, занимательных аутотренингов и досугов.

Воспитатель, палатная медсестра, лечащий врач

Положительная динамика показателей в течение периода пребывания дает возможность убедиться в правильности выбора методов работы. Целенаправленная система оздоровления дошкольников в процессе физического воспитания, включающая повышение двигательной активности детей в течение дня и регулярные занятия физическими упражнениями способствует, кроме совершенствования общеразвивающих и основных видов движений, увеличению потребности в двигательной активности, позитивному настрою и повышению сопротивляемости детского организма инфекциям. Дети самостоятельно выполняют доступные возрасту гигиенические процедуры, соблюдают элементарные правила здорового образа жизни.

Результат программы — в налаженной системе профилактической работы с детьми, хорошем качестве организации питания и режимных моментов, внимательном и ответственном отношении к здоровью детей персонала и родителей.