Комплексная краткосрочная программа пилотного проекта по летнему оздоровлению и отдыху детей с ограниченными возможностями здоровья в ГБУ ЦРИ «Бескудниковский»

Пояснительная записка

Актуальность данной программы обусловлена востребованностью организованного отдыха и оздоровления детей с ограниченными возможностями здоровья в длительный период летних каникул со стороны Департамента социальной защиты населения города Москвы.  Реализация комплексной краткосрочной (4 смены сроком на 21 день) программы создаёт необходимые условия для досуга, оздоровления и общения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в реабилитационном центре. Программа корректируется в соответствии графиком пребывания (дневным или круглосуточным) и особенностями развития детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья.

Деятельность специалистов реабилитационного центра в рамках реализации программы отдыха, оздоровления и развития детей и подростков с ограниченными возможностями направлена на создание условий для его оздоровления, социализации и развития в социально позитивных видах деятельности. Данная программа по своей направленности является комплексной, то есть включает в себя разноплановую реабилитационную деятельность, объединяет направления оздоровления, отдыха и развития детей в условиях летних городских смен.

  1. Целевая группа программы

Целевая группа: дети-инвалиды и дети с ограниченными возможностями здоровья с 4-х до 12 лет (получатели социальных услуг).

  1. Цель программы

Цель программы: создание оптимальных организационных и психолого-педагогических условий для сохранения и укрепления здоровья детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, их полноценного отдыха и развития бытовых, коммуникативных, творческих и интеллектуальных навыков, реализация индивидуальных потребностей и способностей, формирование активной позиции, познавательной мотивации и самостоятельности.

  1. Задачи программы

организационные:

-организация групп детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в социальной реабилитации и оздоровлении, по возрастам;

-создание условий и организация комплекса мероприятий, способствующих укреплению здоровья и обеспечивающих физическую, психологическую, эмоциональную комфортность детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья;

— совершенствование механизма взаимодействия реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья с заинтересованными структурами города Москвы и Северного административного округа.

практические:

— развитие социально-бытовых и коммуникативных способностей детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья;

— организация досуговой деятельности как оптимальный способ социальной адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в окружающей среде;

-создание конструктивного и позитивного механизма социального взаимодействия в детском коллективе;

— укрепление здоровья детей и подростков с ОВЗ в процессе лечебно-оздоровительных мероприятий (по показаниям).

аналитические:

-анализ эффективности реализации программы.

Направленность программы: социально-педагогическая реабилитация, адаптация и оздоровление.

Срок реализации: с 01.06. по 28.08.2018г.

  1. Формы и методы работы

Организационные формы:

-набор и комплектация групп на смены оздоровления и отдыха в реабилитационном центре детей и подростков с ОВЗ

-оформление сопроводительной документации.

Практические формы:

-проведение инструктажей по технике безопасности со специалистами и иными сотрудниками реабилитационного центра для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья

-организация и проведение досуговых, культурных и спортивных мероприятий, курсов бытовой, социальной и средовой реабилитации и лечебно-оздоровительных мероприятий.

Методы работы

Консультативно-информационные методы:

— информационно — консультационная и методическая поддержка привлекаемых к реализации программы специалистов по вопросам организации работы

-информационно-консультативная поддержка родителей по вопросам воспитания и оздоровления детей

— подготовка аналитического отчёта по результату реализации программы с приложением материалов

Индивидуальные и групповые методы:

-организация и проведение специалистами индивидуальных и групповых развивающих занятий для детей с ОВЗ

— наблюдение за эмоциональным и физическим состоянием детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья во время смены и оценка их достижений

-оценка удовлетворенности родителей предоставленной услугой – анкетирование.

2.Основное содержание программы

  1. Этапы и сроки реализации программы

Программа реализуется в течение 4 оздоровительных смен:

1 смена с 01.06.2018 по 21.06.2018г.   (21 день);

2 смена с 25.06.2018 по 15.07.2018г.  (21 день);

3 смена с 17.07.2018 по 06.08.2018г. (21 день);

4 смена с 08.08.2018 по 28.08.2018 (21 день)

Этапы реализации программы

Подготовительный этап (май 2018г.)

-подбор кадров (зав. педагогическим отделением)

-комплектование групп на 4 смены (зав. отделением)

-разработка и утверждение программы (руководители отделений, директор центра)

-информационная деятельность, разработка сценариев мероприятий, конкурсов, оздоровительно-профилактических комплексов (руководители и специалисты отделений)

-проведение инструктажей со специалистами по обеспечению безопасности жизнедеятельности детей (руководители отделений)

2.Направления деятельности и их содержание

Разработанные центром реабилитационные пакеты включают следующие виды деятельности: социально-бытовая адаптация и реабилитация; социально-средовая адаптация; социокультурная реабилитация, социально-педагогическая реабилитация, социально-психологическая реабилитация; медицинские услуги в рамках оздоровления и укрепления детей с ограниченными возможностями здоровья. В каждой смене используются следующие средства для укрепления психофизического здоровья детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья:

  • полноценное сбалансированное питание детей (6 раз в день);
  • гигиена приёма пищи;
  • режим дня;
  • рациональная организация занятий и отдыха;
  • гимнастика и игры на свежем воздухе;
  • перенос основной деятельности на свежий воздух.

Реабилитационные мероприятия:

  • ежедневный осмотр ребенка врачом-педиатром и системное наблюдение за здоровьем детей в течение дня;
  • физиотерапевтическое лечение и массаж
  • проведение занятий по лечебной физкультуре;
  • организация досуга

Ожидаемые результаты:

  • Пробуждение социальной активности ребёнка.
  • Развитие социально-бытовой самостоятельности детей.
  • Укрепление физического и социального здоровья благодаря оптимальному режиму деятельности и отдыха детей.
  • Развитие творческих способностей детей.

Программа реализуется в форме игрового коммуникативного проекта в четырех сменах. Формат смены «Город улыбок» включает тематически взаимосвязанные направления реабилитации и адаптации в развитии навыков самостоятельной и коллективной деятельности и познавательной мотивации:

Социально-бытовая адаптация и реабилитация «Домашние дела»

Направление деятельности

Содержание

Кол-во

1

Навыки гигиены и безопасного поведения

Режим дня, средства и порядок гигиенических мероприятий, здоровьесбережение

4

2

Культура питания и самообслуживания за столом

Культурно-гигиенические навыки приема пищи, дежурство, сервировка

2

3

Бережное отношение к носильным вещам, поддержание порядка

Последовательность и аккуратность одевания и складывания одежды, контроль за  порядком в индивидуальных шкафах и группе

2

4

Развитие мелкой моторики

Выполнение практических заданий с бытовыми предметами

8

Всего

16

 

Социально-средовая адаптация и реабилитация «Азбука безопасности»

Направление деятельности

Содержание

Кол-во

1

Безопасный дом (огонь, вода, электричество и бытовая химия)

Правила пожарной и бытовой безопасности, пользование электроприборами (беседа, тренинг)

3

2

Безопасный город (виды транспорта и устройство городской среды)

Правила пользования транспортом и передвижения по городу (беседа, игровое дидактическое занятие)

3

3

Безопасная прогулка (поведение в природных зонах и различных погодных условиях)

Правила поведения в лесной зоне, у водоемов, на солнце, при сильном ветре и грозе, общение с насекомыми , птицами и животными (беседа, игровое занятие, тренинг)

3

4

Безопасное общение с незнакомцами и друзьями (личная безопасность в незнакомых местах и продуктивная коммуникация)

Нормы общения, формулы вежливости, грамотное принятие или отказ от коммуникации

3

Всего

12

 

Социально-педагогическая реабилитация «Это очень интересно!»

Направление деятельности

Содержание

Кол-во

1

Диагностика развития ребенка

Входная диагностика и оценка динамики развития

2

2

Групповые развивающие занятия

В соответствии с тематическим планированием

Ежедневно

3

Коррекция знаний и умений при помощи дифференцированных заданий

По индивидуальным показаниям

 

Всего

17 и бол

 

Сенсорно-экологическая адаптация «Садовники»

Направление деятельности

Содержание

Кол-во

1

Наблюдение и уход за растениями

Обработка почвы, посев, полив, прополка грядок и цветников

Ежедневно

2

Изучение многообразия растительного мира

Экологическая тропа (растения-друзья и соседи, лечебные и опасные растения и грибы, сорняки)

2

3

Трудотерапия

Поддержание порядка на площадке – сбор упавших веток, подметание дорожек, полив песка

Ежедневно

 

Опытно-экспериментальная деятельность «Посмотри на мир вокруг»

Тема исследования

Содержание

Кол-во

1

Свойства солнца

Свет и тень, солнечные зайчики, солнечное тепло, сила солнца — испарение влаги, солнечная энергия, польза и вред солнечных лучей для здоровья человека

3

2

Свойства воды

Источник жизни: Земля — голубая планета, природные водные объекты, облака, дождь и лужи, роса на траве. Питьевой режим и здоровье, бережное отношение к воде.

3

3

Свойства воздуха

Невидимый и необходимый: как увидеть, чем мы дышим? Наблюдения за небом и облаками. Почему летают птицы, воздушные шары и мыльные пузыри. Ветер, смог и чистый воздух

3

 

Всего                                                                                                                                  12

 

 

 

Социокультурная адаптация и реабилитация «Вместе –весело!»

Направление

Содержание

Кол-во

1

Музыкальные занятия

Артикуляционная и дыхательная певческая гимнастика, слушание музыки, ритмика, разучивание песен, музыкальные игры и импровизации

8

2

Подготовка и участие в досуговых мероприятиях и развлечениях

Реализация навыков и приобретение позитивного опыта самовыражения

6

3

Коллективное игровое творчество

Знакомство с фольклорными играми, играми-забавами

6

Всего                                                                                                                                  20

 

Творческая мастерская «Калейдоскоп»

Направление

Содержание

Кол-во

1

Изобразительная деятельность

Тематическая и фантазийная в различных техниках

8 и более

2

Лепка, конструирование и аппликация

Сюжетное и композиционное отображение темы дня

4 и более

3

Оригами, (модульное, киригами) и квиллинг

Творческое сюжетное развитие мелкой моторики

4 и более

 

Всего

18 и более

 

Развитие речи «Интересно рассказать»

Направление

Содержание

Кол-во

1

Знакомство с художественной литературой

Чтение в соответствии с возрастной программой стихотворений, сказок, рассказов, обсуждение впечатлений от прочитанного

Ежедневно

2

Занятия со специалистами – логопедом и дефектологом

По индивидуальным показаниям

 

 

Социально-психологическая реабилитация «Я и Мир»

Направление

Содержание

Кол-во

1

Психологическое консультирование

Диагностика и коррекция

2 и более

2

Психо-эмоциональная релаксация

Средства арт-терапии

5 и более

3

Групповые психологические тренинги

Коммуникативная тематика в соответствии с задачами группы

5 и более

 

Всего

12 и более

Спортивно-развивающая деятельность «Старт здоровья!»

Направление

Содержание

Кол-во

1

Спортивные занятия и игры на открытом воздухе

Зарядка, гимнастика, физкультминутки, игры с мячом, бадминтон и настольный теннис, шашки, шахматы, бочча

Ежедневно

2

Спортивные развлечения

Эстафеты, соревнования и упражнения-квесты по теме дня

4 и более

 

Всего

18 и более

Направления и услуги по оздоровлению и медицинской реабилитации

Направление

Содержание

Кол-во

1

Лечебная физкультура

 

 

2

Массаж

Медицинский массаж

По показаниям

3

Кинезотерапия

Тактильная дорожка, сухой бассейн

 

4

Кислородный коктейль

 

 

5

Физиотерапевтические процедуры

Магнитотерапия, КУФ, галоингаляции,

 

6

Динамическое наблюдение

 

Ежедневно

 

 

 

 

Организационная структура

Идея смены «Город улыбок» заключается в том, что дети, находящиеся в центре реабилитации, являются жителями и создателями Города Улыбок. Мегаполис вокруг Центра шумный, спешащий, работающий, сложный для понимания и включенной деятельности детей, поэтому для них создается пространство комфорта: принятие социального опыта и векторов развития в доступном темпе и актуальной тематике. Предполагается системное и комплексное наполнение практическим содержанием условного пространства Города Улыбок в результате деятельности детей. Все группы, вне зависимости от возраста и уровня развития детей, объединены в плане мероприятий, подготовка и проведение которых призваны максимально социализировать участников. Смена должна проходить в атмосфере доброжелательности, взаимовыручки и способствовать раскрытию творческих способностей детей. Вводятся правила поведения в Городе, чтобы улыбок стало больше, Город стад ярче:

Правило вежливости: уважительно общаться и относиться друг к другу.

Правило «Вместе»: выполнять поручения и задания, помогая друг-другу.

Правило чистоты: не забывать про гигиенические процедуры, поддерживать опрятный вид и порядок в вещах и на территории Центра

Правило хорошего настроения: улыбка помогает в общении  с людьми и освещает путь.

Комплекс познавательных, художественных, спортивных и творческих дел поможет каждому ребенку, по мере возможности, почувствовать свои возможности и социальную значимость.

Программа смены реализуется через организацию и проведение ролевой игры. Погружение в игру осуществляется с момента начала смены. По замыслу игры, с первого дня жители «Города улыбок» создают свою карту с объектами инфраструктуры, дают им названия и определяют маршруты движения, заселяют Город соответствующими персонажами и проецируют на них собственное состояние и настроение, украшают и поддерживают порядок и дисциплину (по зонам ответственности). Программа воспитательной работы смены направлена на то, чтобы в каждый участник ощутил свою включенность и ответственность за жизнь и развитие Города улыбок.

Смысловые блоки программы: Игротека (игротерапия), «Город мастеров» (арт-терапия), «Веселый стадион» (физическое развитие), Лаборатория «Узнавай-ка» (практическая познавательная деятельность), Место встречи (социально-культурная коммуникация), «Будь здоров!»(оздоровительная  деятельность).

Формы и методы работы

Индивидуальные и групповые, коллективные формы работы; беседа, наблюдение, поручение, интерактивное обучение (ролевые игры, тренинги), игра (в соответствии с контингентом и поставленной целью), конкурс, театрализация, досуг, праздник, выставка.

План мероприятий для детей 5-9 лет на 1-ю смену

 

Названия мероприятий

Содержание

Цели и задачи

1-я неделя  (адаптационная) с 1 по 8 июня 2018 г

Открытие

 

 

 

 

Праздник ко Дню защиты детей

«Всем привет!» — групповая коммуникация

 

 

 

«Здравствуй, Детство!» — совместный культурный досуг

Тренинг-знакомство (представление себя в игре- мнемотехнике «Это я — Как меня зовут, Что мне нравится» , угадайка «Кто позвал»), беседа по правилам поведения и режимным моментам смены «Территория вежливости»

Интерактивный спектакль «Летняя сказка»

Музыкальное развлечение

Усвоение поведенческих норм и начало адаптации к условиям центра, включение в тематику смены и освоение и оформление личного пространства и структуры самосознания, обеспечение психологического комфорта

 

Создание положительного эмоционального настроя и интереса к мероприятиям смены

Игротека

«Все игры в гости к нам!» — ежедневные образовательно-коммуникативные занятия

Дидактические, настольные, ролевые, фольклорные игры и считалки («Я знаю добрые слова», «Повторяем друг за другом», «Похож- не похож», «Гуси-лебеди, «Пряничная доска», «Пчёлки», «Садовник», «Угадай, кто я?», Игра в загадки, «Строим дом», «Раз-два-три», «Считаем ногами» и др.)

Формирование и реализация представлений о правилах игры, последовательности и согласованности действий, расширение кругозора и практических умений; создание положительного эмоционального фона и интереса к продуктивной совместной деятельности

Город мастеров

«Украшаем мир вокруг!» ежедневная арт-деятельность

Освоение различных изобразительных и прикладных техник в фантазийном и заданном тематическом ключе («Веселое лето», «Воздушное путешествие», «Летний букет», «Натюрморт», «Причудливые бабочки», «Цветочная мозаика», и др.)

Предоставление возможности для самовыражения, развития и реализации навыков творческой деятельности по мотивам книжной иллюстрации и декоративно-прикладного искусства, развитие моторики и эстетического чувства, решение психотерапевтических задач

Узнавай-ка

«Среда обитания» ежедневные развивающие занятия

Наблюдения и опытно-экспериментальная деятельность с подручным материалом согласно заданной тематике. Мини-квесты по тематике: «День ветра», «День наблюдения за облаками»

Практическое закрепление экологических представлений и знаний о физических свойствах материалов, формирование активного познавательного интереса и взаимодействия с окружающей средой

Место встречи

«Звуки вокруг нас»

«Слушай настроение»

 «Вдохновение»

 

«Лукоморье»

 

Основы артикуляционной и дыхательной певческой гимнастики, слушание программной музыки с обсуждением характера и средств музыкальной выразительности, ритмические упражнения, музыкальные игры и импровизации

Музыкально-литературный досуг по сказкам Пушкина

Закрепление опыта социально-культурной коммуникации в совместной деятельности, развитие творческой активности и культуры восприятия эстетического материала, психологическая разрядка и релаксация в процессе выполнения творческих заданий, повышение самооценки и уверенности в своих возможностях

Веселый стадион

«Утро начинается» «Потягушки-попрыгушки», «Волшебные растения»

 «Ребята и зверята» «Притворись и покажи»

«Раз-два-три-води!»

«Команда, на старт!»

 

Зарядка ежедневная

Гимнастика между занятиями и после отдыха;

Импровизационные игровые физкультминутки;

Подвижные игры на прогулке: «Прыг-скок» «Веселый мяч», «Играем в кругу», «Краски»,

 Спорт-квест и эстафета по тематике дня

Развитие физических навыков в пространстве- ловкости, цепкости, координации, точности броска, крупной моторики, формирование опыта принятия командного и соревновательного духа, спортивного азарта, повышение самооценки и уверенности в своих физических возможностях, расширение спортивного кругозора и практическое закрепление знаний о правилах спортивных игр, интереса к физическому развитию

2-я неделя (коррекционная)  с 9 по 16 июня 2018г

Праздник ко Дню независимости России

«Я горжусь своей страной!»

Спортивно-патриотический праздник с музыкальным сопровождением, конкурсом рисунков на асфальте «Цвета Родины» флешмоб «Когда мы едины», конкурсы и эстафеты «Из рук в руки», «Сквозь преграды», «Богатыри», «Полет», «Точно в цель», «Салют!»

Воспитание патриотического духа, создание положительного эмоционального настроя и знаний о символике,  истории и культуре России, закрепление опыта социально-культурной коммуникации в совместной деятельности формирование навыков активного образа жизни.

Игротека

«Играем с удовольствием» — ежедневные образовательнокоммуникативные занятия

Дидактические, настольные, ролевые, фольклорные игры и считалки: «Три предмета», «Съедобное-несъедобное», «Золотые ворота», «Зеркало» и др.

Формирование представлений и правилах игры, последовательности и согласованности действий, расширение кругозора и практических умений; создание положительного эмоционального фона и интереса к продуктивной совместной деятельности

Город мастеров

«Яркое лето» ежедневная арт-деятельность

Освоение различных изобразительных прикладных техник и лепки в фантазийном и заданном тематическом ключе: «Какого лето цвета?» «Солнышко, нарядись!», «Фантастические цветы», «Цветные ладошки», «Путешествие по воде», «Пейзаж», «Аквариум» и пр.

Предоставление возможности для самовыражения, развития и реализации навыков творческой деятельности по мотивам книжной иллюстрации и декоративно-прикладного искусства, развитие моторики и эстетического чувства, решение психотерапевтических задач

Узнавай-ка

«Солнце, воздух и вода окружают нас всегда» ежедневные развивающие занятия

Наблюдения и опытно-экспериментальная деятельность с подручным материалом согласно заданной тематике. Мини-квесты по тематике: «День солнечных зайчиков» «Как подружиться с солнышком», «Радужные пузыри»

Практическое закрепление экологических представлений и знаний о физических свойствах материалов, формирование активного познавательного интереса и взаимодействия с окружающей средой

Место встречи

«Звуки лета»

«Летние развлечения»

«Фантазия»

 

 

«Я танцевать хочу!»

Закрепление упражнений артикуляционной и дыхательной гимнастики, слушание программной музыки с анализом средств музыкальной выразительности, ритмические упражнения, музыкальные игры и импровизации, разучивание песен

Музыкальный досуг

Расширение опыта социально-культурной коммуникации в совместной деятельности, развитие творческой активности и культуры восприятия музыки, психологическая разрядка и релаксация в процессе выполнения творческих заданий, повышение самооценки и уверенности в своих возможностях

Веселый стадион

«Бодрое утро», «Притворись и покажи», «По команде – делай раз!»

«Повторяй за мной, дружок»

«Раз-два-три-води!»

 

«Команда, на старт!»

Зарядка ежедневная Гимнастика между занятиями и после отдыха;

Импровизационные игровые физкультминутки;

Подвижные игры на прогулке: «Мой веселый звонкий мяч», «Играем в кругу», «Краски», «Лови-хватай», «Сделай фигуру», «Сороконожка» Спорт-квест и эстафета по тематике дня

Развитие физических навыков в пространстве- ловкости, цепкости, координации, точности броска, крупной моторики, формирование опыта принятия командного и соревновательного духа, спортивного азарта, повышение самооценки и уверенности в своих физических возможностях, расширение спортивного кругозора и практическое закрепление знаний о правилах спортивных игр, интереса к физическому развитию

3-я неделя (заключительная) с 17 по 21 июня 2018 года

Финал   смены

«Спасибо Городу улыбок!» Выставка творчества и конкурсные выступления «команд» по номинациям

Совместное групповое интерактивное развлечение с участием сотрудников и сюрпризными моментами для участников итогового мероприятия

Закрепление поведенческих норм и навыков публичного творческого самовыражения. Создание положительного эмоционального настроя и взаимопонимания.

Игротека

«Игровой марафон» — ежедневные образовательно-коммуникативные занятия

Дидактические, ролевые, фольклорные игры и считалки «Игра в загадки», «Насекомые», «Расскажи без слов» «Угадай профессию», «Едем, летим, плывем», «Копилка слов», «Гости пришли, гостинцы принесли», «

 

Закрепление представлений об условной игровой деятельности, последовательности и согласованности действий, расширение кругозора и практических умений; создание положительного эмоционального фона и интереса к продуктивной совместной деятельности

Город мастеров

«Я покажу вам красоту!» ежедневная арт-деятельность

Освоение различных изобразительных и прикладных техник в фантазийном и заданном тематическом ключе: «Портрет лета», «Город мечты», «Красота природы», «Бумажные фантазии», «Мои друзья»,

Расширение возможности для самовыражения, развития и реализации навыков творческой деятельности по мотивам книжной иллюстрации и декоративно-прикладного искусства, развитие моторики и эстетического чувства, решение психотерапевтических задач и подготовка к выставке

Узнавай-ка

«Интересно жить на свете, про безопасность знают дети!»

Наблюдения и опытно-экспериментальная деятельность с подручным материалом согласно заданной тематике. Мини-квесты по тематике: «Азбука бнзопасности»

Практическое закрепление экологических и средовых представлений и знаний об окружающем мире, формирование активного познавательного интереса и взаимодействия с окружающей средой

Место встречи

 «Что подскажет музыка?»

«Музыкальное путешествие»

«Песня зовет!»

 

Слушание программной музыки с анализом средств музыкальной выразительности, ритмические упражнения, музыкальные игры и импровизации, разучивание распевок, песен, номеров и танцевальных движений для итогового мероприятия

Закрепление опыта социально-культурной коммуникации, развитие творческой активности, культуры восприятия и исполнения музыки, психологическая разрядка и релаксация в процессе выполнения творческих заданий, повышение самооценки и уверенности в своих возможностях

Веселый стадион

«На зарядку становись!»

«Бодрилка»

«Кто покажет нам пример?»

 

«Раз-два-три-води!»

 

«Команда, на старт!»

Зарядка ежедневная; Гимнастика между занятиями и после отдыха; Импровизационные игровые физкультминутки; Подвижные игры на прогулке: «Цепи кованые», «Ловишка с лентой», «Третий-лишний» игры с мячом на ловкость.

Турниры по освоенным спортивным видам деятельности

Развитие и закрепление физических навыков в пространстве- ловкости, цепкости, координации, точности броска, крупной моторики, командного и соревновательного духа, спортивного азарта, повышение самооценки и уверенности в своих физических возможностях, расширение спортивного кругозора и практическое закрепление знаний о правилах спортивных игр, интереса к физическому развитию

План мероприятий для детей 10-14 лет на 1-ю смену

 

Названия мероприятий

Содержание

Цели и задачи

1-я неделя  (адаптационная) с 1 по 8 июня 2018 г

Открытие

 

 

 

 

Праздник ко Дню защиты детей

«Всем привет!» — групповая коммуникация

 

 

 

«Здравствуй, Детство!» — совместный культурный досуг

Тренинг-знакомство «Снежный ком», представление себя в игре «Паутина», «Пересядьте, кто…» угадайка «Кто позвал»), беседа по правилам поведения и режимным моментам смены «Территория вежливости и уважения»

Интерактивный спектакль «Летняя сказка»

Музыкальное развлечение

Усвоение поведенческих норм и начало адаптации к условиям центра, включение в тематику смены и освоение и оформление личного пространства и структуры самосознания, обеспечение психологического комфорта

 

Создание положительного эмоционального настроя и интереса к мероприятиям смены

Игротека

«Интереснее с друзьями, поиграем вместе с вами» — ежедневные образовательно-коммуникативные занятия

 

Дидактические, ролевые, фольклорные игры и считалки («Я выбираю нужные слова», «Логическая цепочка», «Похож- не похож», «Пряничная доска»,» «Летел лебедь», «Ассоциации», «Угадай, кто я?», Игра в загадки, «Раз-два-три», «Мы считаем ногами», и др.) «Зоопарк». «Испорченный телефон». «Слепой художник». «Кто я?». «Да и нет»

Формирование и реализация представлений о правилах игры, последовательности и согласованности действий, расширение кругозора и практических умений; создание положительного эмоционального фона и интереса к продуктивной совместной деятельности Восприятие собеседника. Умение слушать. Постановка вопроса в общении. Рефлексия.

Город мастеров

«Украшаем мир вокруг!» ежедневная арт-деятельность

Освоение различных изобразительных и прикладных техник в фантазийном и заданном тематическом ключе («Веселое лето», «Воздушное путешествие», «Летний букет в подарок», «Натюрморт», «Причудливые насекомые», «Цветочная мозаика», «Мое летнее приключение» и др.)

Предоставление возможности для самовыражения, развития и реализации навыков творческой деятельности по мотивам книжной иллюстрации и декоративно-прикладного искусства, развитие моторики и эстетического чувства, решение психотерапевтических задач

Узнавай-ка

«Среда обитания» ежедневные развивающие занятия

Наблюдения и опытно-экспериментальная деятельность с подручным материалом согласно заданной тематике. Мини-квесты по тематике: «День ветра», «День наблюдения за облаками»

Практическое закрепление экологических представлений и знаний о физических свойствах материалов, формирование активного познавательного интереса и взаимодействия с окружающей средой

Место встречи

«Звуки вокруг нас» «Поймай ритм»

«Слушай настроение»

 

«Вдохновение»

 

«Мой Пушкин»

 

Основы артикуляционной и дыхательной певческой гимнастики, слушание программной музыки различных стилей с обсуждением характера и средств музыкальной выразительности, ритмические упражнения, музыкальные игры и пластические импровизации

Музыкально-литературный досуг ко Дню русского языка

Закрепление опыта социально-культурной коммуникации в совместной деятельности, развитие творческой активности и культуры восприятия эстетического материала, психологическая разрядка и релаксация в процессе выполнения творческих заданий, повышение самооценки и уверенности в своих возможностях

Расширение культурного кругозора

Веселый стадион

«Утро начинается» «Давай, вставай!»

 «Заводила»

«Команда, на старт!»

 

Зарядка комплексная ежедневная Разминка на реакцию между занятиями и после отдыха; Импровизационные игровые физкультминутки; Подвижные игры на прогулке: «Два дракона» , «От одного до десяти» с мячом, баскетбольная подача, бадминтон, шашки, шахматы, скакалки, бочча, эстафета с элементами квеста по тематике дня

Развитие физических навыков в пространстве- ловкости, цепкости, координации, точности броска, крупной моторики, формирование опыта принятия командного и соревновательного духа, спортивного азарта, повышение самооценки и уверенности в своих физических возможностях, расширение спортивного кругозора и практическое закрепление знаний о правилах спортивных игр, интереса к физическому развитию

2-я неделя (коррекционная)  с 9 по 16 июня 2018г

Праздник ко Дню независимости России

«Я горжусь своей страной!»

Спортивно-патриотический праздник с музыкальным сопровождением, конкурсом рисунков на асфальте «Цвета Родины» флешмоб «Когда мы едины», конкурсы и эстафеты «Из рук в руки», «Сквозь преграды», «Богатыри», «Полет», «Точно в цель», «Салют!»

Воспитание патриотического духа, создание положительного эмоционального настроя и знаний о символике,  истории и культуре России, закрепление опыта социально-культурной коммуникации в совместной деятельности формирование навыков активного образа жизни.

Игротека

«Играем с удовольствием» — ежедневные образовательно-коммуникативные занятия

Дидактические, ролевые, настольные и фольклорные игры и считалки: «Три предмета», «Съедобное-несъедобное», «Найди лишнее», «Зеркало», «Гримасы» и др.

Формирование представлений и правилах игры, последовательности и согласованности действий, расширение кругозора и практических умений; создание положительного эмоционального фона и интереса к продуктивной совместной деятельности

Город мастеров

«Яркое лето» ежедневная арт-деятельность

Освоение различных изобразительных прикладных техник и лепки в фантазийном и заданном тематическом ключе: «Какого лето цвета?» «Фантастические цветы и деревья», «Лес чудес», «Путешествие по воде», «Пейзаж», «Аквариум» и пр.

Предоставление возможности для самовыражения, развития и реализации навыков творческой деятельности по мотивам книжной иллюстрации и декоративно-прикладного искусства, развитие моторики и эстетического чувства, решение психотерапевтических задач

Узнавай-ка

«Солнце, воздух и вода окружают нас всегда» ежедневные развивающие занятия

Наблюдения и опытно-экспериментальная деятельность с подручным материалом согласно заданной тематике. Мини-квесты по тематике: «День солнечных зайчиков» «Как подружиться с природой»

Практическое закрепление экологических представлений и знаний о физических свойствах материалов, формирование активного познавательного интереса и взаимодействия с окружающей средой

Место встречи

«Звуки лета» «Поймай ритм»

«Летние развлечения»

«Фантазия»

 

 

«Я танцевать хочу!»

Закрепление упражнений артикуляционной и дыхательной гимнастики, слушание программной музыки с анализом средств музыкальной выразительности, ритмические упражнения, музыкальные игры и импровизации, разучивание песен

Музыкальный досуг

Расширение опыта социально-культурной коммуникации в совместной деятельности, развитие творческой активности и культуры восприятия музыки, психологическая разрядка и релаксация в процессе выполнения творческих заданий, повышение самооценки и уверенности в своих возможностях

Веселый стадион

«Бодрое утро»

 «Притворись и покажи», «По команде – делай раз!»

«Заводила»

«Команда, на старт!»

 

 

Зарядка ежедневная

Гимнастика между занятиями и после отдыха; Импровизационные игровые физкультминутки;

Подвижные игры на прогулке: «Два дракона» , «От одного до десяти» с мячом, баскетбольная подача, бадминтон, шашки, шахматы, скакалки, бочча, эстафета с элементами квеста по тематике дня, «Лови-хватай», «Сделай фигуру», «Сороконожка»

 

Развитие физических навыков в пространстве- ловкости, цепкости, координации, точности броска, крупной моторики, формирование опыта принятия командного и соревновательного духа, спортивного азарта, повышение самооценки и уверенности в своих физических возможностях, расширение спортивного кругозора и практическое закрепление знаний о правилах спортивных игр, интереса к физическому развитию

3-я неделя (заключительная) с 17 по 21 июня 2018 года

Финал   смены

«Спасибо Городу улыбок!» Выставка творчества и конкурсные выступления «команд» по номинациям

Совместное групповое интерактивное развлечение с участием сотрудников и сюрпризными моментами для участников итогового мероприятия

Закрепление поведенческих норм и навыков публичного творческого самовыражения. Создание положительного эмоционального настроя и взаимопонимания.

Игротека

«Игровой марафон» — ежедневные образовательно-коммуникативные занятия

Дидактические, гастольные, ролевые, фольклорные игры и считалки «Игра в загадки», «Толстое стекло» «Угадай профессию», «Едем, летим, плывем», «Копилка слов», «Гости пришли, подарки принесли», «Живое слово», «Остров», «Рисунки на спине»

 

Закрепление представлений об условной игровой деятельности, последовательности и согласованности действий, расширение кругозора и практических умений; создание положительного эмоционального фона и интереса к продуктивной совместной деятельности

Город мастеров

«Я покажу вам красоту!» ежедневная арт-деятельность

Освоение различных изобразительных и прикладных техник в фантазийном и заданном тематическом ключе: «Портрет лета», «Город мечты», «Красота природы», «Бумажные фантазии», «Мои друзья»

Расширение возможности для самовыражения, развития и реализации навыков творческой деятельности, развитие моторики и эстетического чувства, решение психотерапевтических задач и подготовка к выставке

Узнавай-ка

«Интересно жить на свете, безопасность знают дети!»

Наблюдения и опытно-экспериментальная деятельность с подручным материалом согласно заданной тематике. Мини-квесты по тематике: «Азбука бнзопасности»

Практическое закрепление экологических и средовых представлений и знаний об окружающем мире, формирование активного познавательного интереса и взаимодействия с окружающей средой

Место встречи

 «Что подскажет музыка?»

«Музыкальное путешествие»

«Песня зовет!»

 

Слушание программной музыки с анализом средств музыкальной выразительности, ритмические упражнения, музыкальные игры и импровизации, исполнение и разучивание песен, номеров и танцевальных движений для итогового мероприятия

Закрепление опыта социально-культурной коммуникации, развитие творческой активности, культуры восприятия и исполнения музыки, психологическая разрядка и релаксация в процессе выполнения творческих заданий, повышение самооценки и уверенности в своих возможностях

Веселый стадион

«На зарядку становись!»

«Делай, как я!»

 

«Команда, на старт!»

Зарядка ежедневная; Гимнастика между занятиями и после отдыха; игровые физкультминутки; Подвижные игры на прогулке: «Два дракона», «От одного до десяти» с мячом, баскетбольная подача, бадминтон, шашки, шахматы, скакалки, бочча, эстафета с элементами квеста по тематике дня, «Лови-хватай», «Сделай фигуру», «Сороконожка», «Цепи кованые», лишний» игры с мячом на ловкость.  Турниры по освоенным спортивным видам деятельности

Развитие и закрепление физических навыков в пространстве- ловкости, цепкости, координации, точности броска, крупной моторики, командного и соревновательного духа, спортивного азарта, повышение самооценки и уверенности в своих физических возможностях, расширение спортивного кругозора и практическое закрепление знаний о правилах спортивных игр, интереса к физическому развитию

 

Календарный план общих мероприятий проекта «Город улыбок» -по сменам

Участие детей – инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в соревнования, конкурсах, в творческих изысканиях повысит их социальную активность, поможет сформировать активную жизненную позицию, привить навыки здорового образа жизни, укрепить дружеские отношения. Увеличение активности детей, включённых в творческий процесс, повышение их самооценки, повышение духовно-нравственного развития. Особенностью организации культурного и развивающего досуга детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в рамках программы является работа по тематическим дням – один из современных и эффективных подходов. Важным становится то, что деятельность смены строится на одной общей концепции, и занимает, как правило, все периоды дня. Достоинством тематического дня является то, что идея объединяет весь день, создается общий настрой на целый день. Тематический день подразумевает несколько коллективных творческих дел на основе одной идеи. Мероприятия и дела планируются таким образом, чтобы каждый ребенок любого возраста мог принять в них активное участие. Все мероприятия направлены на раскрытие творческого потенциала ребенка и дают возможность проявить свои таланты и способности (актерские, вокальные, лидерские, прикладные и пр.)

Дата

Название мероприятия

Формат проведения

Содержание

Цели и задачи

01.06.

День защиты детей «Здравствуй, Детство!»

Совместное культурно-развлекательное  мероприятие

Интерактивный спектакль «Летняя сказка» и музыкальное развлечение

Создание положительного настроя и интереса к мероприятиям смены

12-13.06.

День независимости России «Я горжусь своей страной!»

Спортивно-патриотический праздник

Конкурс рисунков на асфальте «Цвета Родины», флешмоб «Когда мы едины», конкурсы и эстафеты

Воспитание патриотического духа, создание положительного эмоционального настроя и знаний о символике,  истории и культуре России

21.06

«Спасибо Городу улыбок!»

Совместное групповое интерактивное развлечение с участием сотрудников и сюрпризными моментами

Выставка творчества и конкурсные выступления «команд» по номинациям

Закрепление поведенческих норм и навыков публичного творческого самовыражения. Создание положительного эмоционального настроя и взаимопонимания

25.06

Открытие 2й смены «Города улыбок»

Совместное культурно-развлекательное  мероприятие

Интерактивный спектакль «Поучительная история» и музыкальное развлечение

Создание положительного настроя и интереса к мероприятиям смены

09.07.

День семьи и верности

Совместный досуг

Конкурсы талантов и квест

Привитие семейных ценностей, создание положительного эмоционального настроя

15.05

«Сохрани улыбку» — закрытие смены

Совместное групповое интерактивное развлечение с участием сотрудников и сюрпризными моментами

Выставка творчества и конкурсные выступления «команд» по номинациям

Закрепление поведенческих норм и навыков публичного творческого самовыражения. Создание положительного эмоционального настроя и взаимопонимания

17.07

Открытие 3-й смены «Города улыбок»

Совместный тематический досуг «День дарения подарков»

Музыкальная импровизация и конкурсы

Создание положительного настроя и интереса к мероприятиям смены

26.07

День загадок

Совместный тематический досуг

Конкурс групповых выступлений и большой квест

Расширение опыта социально-культурной коммуникации в совместной деятельности, развитие творческой активности

06.08.

«Сохрани улыбку» — закрытие смены

Совместное групповое интерактивное развлечение с участием сотрудников и сюрпризными моментами

Выставка творчества и конкурсные выступления «команд» по номинациям

Закрепление поведенческих норм и навыков публичного творческого самовыражения. Создание положительного эмоционального настроя и взаимопонимания

08.08.

Начало 4-й смены «Города улыбок»

Совместный тематический досуг «Подари улыбку»

Музыкальная импровизация и конкурсы

Создание положительного настроя и интереса к мероприятиям смены

11.08

«День физкультурника»

Спортивное развлекательное мероприятие «Веселые старты»

Конкурсы, эстафеты, квест «Движение-жизнь!»

Формирование навыков активного образа жизни и здоровьесбережения.

20.08

«День яблока»

Тематический досуг

Мастер-классы и  выставка тематического творчества, интеллектуальныеконкурсы

Формирование  навыков публичного творческого самовыражения, создание положительного эмоционального настроя и взаимопонимания

28.08

«Сохрани улыбку» — закрытие смены

Совместное групповое интерактивное развлечение с участием сотрудников и сюрпризными моментами

Выставка творчества и конкурсные выступления «команд» по номинациям

Закрепление поведенческих норм и навыков публичного творческого самовыражения. Создание положительного эмоционального настроя и взаимопонимания

 

  1. Календарно-тематический план реализации программы «Город 2018»

Мероприятия

Сроки

Отв.

Подготовительный этап

1

Разработка и утверждение программы «Город 2018»

Май 2018г.

Зав. пед.отд.

2

Организация групп детей, участвующих в сменах программы

Май-июль 2018г.

Зав.отделением

Практический этап

1

Организация социально-медицинских, социально-психолого-педагогических услуг  

Июнь-август 2018 г.

Специалисты отделений

2

Проведение мероприятий согласно плана реализации программы

Июнь-август 2018 г.

Специалисты отделений

3

Проведение индивидуальных консультаций для родителей детей (получателе услуг)

Июнь-август 2018 г.

Специалисты отделений

4

Динамическое наблюдение за участниками программы отдыха и оздоровления

Июнь-август 2018 г.

Специалисты отделений

Заключительный этап

1

Анализ реализации программы (в соответствии с критериями эффективности) и размещение на сайте центра отчетной информации

Май-июнь 2018г.

Специалисты отделений

2

Диссеминация опыта в профессиональном сообществе

Сентябрь 2018 г.

Зав.отдедением

 

  1. Ресурсы
  1. Кадровые ресурсы

Наименование должности

Количество единиц

1

Заведующий отделением

1

2

Заведующий педагогическим отделением

1

3

Врач-педиатр

2

4

Врач-физиотерапевт

1

5

Врач ЛФК

0,5

6

Инструктор ЛФК

2

7

Медицинская сестра по массажу

2

8

Медицинская сестра кабинета физиотерапии

1

9

Логопед

1

10

Дефектолог

1

11

Психолог

1

12

Воспитатель

9

13

Медицинская сестра

8

14

Санитарка

2

15

Помощник воспитателя

4

16

Диетсестра

1

 

  1. Материально-технические ресурсы

Материально-технические условия:

Пять групповых блоков:

— игровая и развивающая зона (настольные игры, игрушки, дидактические материалы и материалы для творчества , книги для чтения);

-зона отдыха (спальня);

-санитарно-гигиенические помещения, буфетная и раздевалка.

Четыре оборудованные прогулочные площадки с верандами, игровым и спортивным инвентарем

Благоустроенная зеленая территория

Зал для музыкальных и досуговых занятий;

Зал ЛФК

Кабинеты физиотерапии и бальнеотерапии

Кабинет массажа

Кабинет специалистов для индивидуальных развивающих занятий (логопед, дефектолог, психолог)

Телевизоры, видеомагнитофоны, музыкальный центр.

  1. Информационные ресурсы

Информационная рассылка программы специалистам ТЦСО и публикация на сайте Центра.

  1. Методические ресурсы

Методическое обеспечение:

— инструктивно-методический сбор специалистов отделения,

-программа летнего отдыха и оздоровления «Город 2018»

-план-сетка мероприятий,

— режим дня,

-конспекты мероприятий,

-памятки для родителей,

— фотоматериалы по мероприятиям программы.

Диагностические методы:

— наблюдение за участием детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в совместной деятельности и мероприятиях программы и комплексная оценка динамики их развития в процессе адаптации и реабилитации

— заполнение детьми и специалистами рефлексивной «Карты впечатлений»» с целью отслеживания эмоционально-психологического состояния детей;

— анкетирование «Удовлетворённость родителей услугами реабилитационного центра»;

— выставки творческих результатов.

Педагогические условия:

-добровольность включения детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья программу;

-сочетание индивидуального и коллективного включения детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья в различные виды деятельности (творческие, интеллектуальные, развивающие);

-отбор педагогических средств с учётом индивидуальных и возрастных особенностей;

— создание возможности комбинирования и переключения видов деятельности.

Нормативное обеспечение: 

-устав, приказ директора, Программа «Город 2018», должностные обязанности сотрудников, списки детей.

  1. Предполагаемые результаты и критерии оценки эффективности программы:

Наименование

задачи

Ожидаемый  результат

Критерии эффективности

Документ/продукт

Организация   группы детей и подростков с ограниченными возможностями  в возрасте от 5 до 14 лет нуждающихся в реабилитации и оздоровлении в летний период.

Формирование групп из  детей-инвалидов, детей с ограниченными возможностями здоровья, нуждающихся в  реабилитации и оздоровлении в летний период

100% охват детей-инвалидов,  детей с ограниченными возможностямиот 5 до 14 лет нуждающихся в  реабилитации и оздоровлении в летний период.

— Списочный состав группы.

-Медицинская карта ребёнка;

— Личное дело ребёнка-инвалида с патологией развития.

-Протокол СПМПК или ИПРА

Создание условий и организация комплекса мероприятий, способствующих укреплению здоровья и обеспечивающих физическую, психологическую, эмоциональную комфортность детей и подростков с ограниченными возможностями

На 80% укомплектована

предметно-пространственная развивающая средаразвивающими материалами и оборудованием. .Разработан план мероприятий летних оздоровительных смен

Анализ укомплектованности предметно-развивающей среды, материалами и необходимым оборудованием. Выполнение на …% календарно-тематического плана летних оздоровительных смен.

Перечень материалов и оборудования

-Календарно-тематическое планирование летних оздоровительных смен.

Совершенствование механизма взаимодействия реабилитационного отделения для детей и подростков с ограниченными возможностями  с заинтересованными структурами города и округа.

Увеличение доли детей и подростков, успешно социализированных в обществе.

Количество детей-инвалидов, участвующих в различных мероприятиях, кружках учреждений социальной сферы.

Учёт получателей социальных услуг в ТЦСО. Данные об участии детей в мероприятиях в других учреждения города.

Организация игровой деятельности как оптимальный способ социальной адаптации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья в расширении круга общения и налаживании взаимоотношений с окружающим миром.

Расширение круга познавательных интересов, повышение речевой активности, увеличение уровня мотивационно-потребностной сферы и  когнитивных процессов.

Увеличение количества детей с высоким уровнем познавательной деятельности и речи.

Улучшение уровня эмоционально-волевой и мотивационно-потребностной сфер;

улучение  развитие  когнитивных процессов.

Мониторинг по результатам диагностического обследования детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья по окончании смены.

Развитие творческих способностей детей и подростков с ограниченными возможностями.

Расширение творческих способностей. Участие детей в творческих конкурсах различного уровня.

Увеличение  количество  детей, являющихся участниками творческих конкурсов.

Дипломы участников, конкурса.. Мониторинг по результатам диагностического обследования детей.

Анализ эффективности реализации Программы.

Выявление динамики показателей и эффективности Программы.

 

Аналитический отчёт по итогам реализации Программы.

Список методической литературы

  1. Баранник М.М., Борисова Т.С. «Позывные лета». – М.,  2012 г.
  2. «Летний отдых: идея – проект-воплощение. –  Н-Новгород, 2012 г.
  3. О летнем отдыхе, и не только / Под ред. Ю.П.Кудинова. – М., 2013г.
  4. Пакилева Н.П., Кузнецова Л.В., Коржова Н.Б., Павлова Л.Н. Решаем и планируем вместе: Методическое пособие в помощь организаторам летнего отдыха. – М., 2012г.
  5. Сысоева М.Е. В помощь организатору детского оздоровительного лагеря». –  М., 2013 г.
  6. Титов С.В. Здравствуй, лето! –  Волгоград, 2011 г.

 

 

 

 

Приложение 1

РЕЖИМ ДНЯ ГБУ ЦРИ «Бескудниковский»

для группы круглосуточного пребывания

СОДЕРЖАНИЕ

ВРЕМЯ

1

Пробуждение, одевание и гигиенические процедуры

7.00-8.00

2

Подготовка к завтраку, ЗАВТРАК

8.05-8.25

3

Игры

8.25-9.00

4

Осмотр врача и процедуры

9.00-10.00

5

2-й ЗАВТРАК

10.00-10.15

6

Занятия по плану воспитателя и специалистов

10.15-10.35

7

Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд)

10.35-11.50

8

Возвращение с прогулки, переодевание и гигиена

11.50-12.05

9

Подготовка к обеду, ОБЕД

12.05-12.45

10

Время дневного отдыха, чтение и сон

12.45-15.00

11

Гигиенические процедуры, гимнастика

15.00-15.30

12

Подготовка к полднику, ПОЛДНИК

15.30-16.00

13

Игры и занятия по плану воспитателя и специалистов

16.00-16.30

14

Подготовка к прогулке, прогулка

16.30-17.45

15

Возвращение с прогулки, переодевание и гигиена

17.45-18.05

16

Подготовка к ужину, УЖИН

18.05-18.35

17

Игровая и творческая деятельность, чтение

18.35-19.25

19

2-й УЖИН, гигиенические процедуры

19.30-19.55

20

Подготовка ко сну

19.55-20.30

21

Ночной сон

20.30-7.00

 

 

 

Приложение 2

РЕЖИМ ДНЯ ГБУ ЦРИ «Бескудниковский»

для группы дневного пребывания

СОДЕРЖАНИЕ

ВРЕМЯ

1

Прием детей, игра, утренняя гимнастика

8.00-8.20

2

Подготовка к завтраку, ЗАВТРАК

8.20-8.45

3

Свободные игры

8.45-9.00

4

Осмотр врача и процедуры

9.00-9.45

5

2-й ЗАВТРАК

9.45-10.00

6

Подготовка к прогулке, прогулка (игры, наблюдения, труд, занятия по плану воспитателя и специалистов)

10.00-12.10

7

Возвращение с прогулки, переодевание и гигиена

12.10-12.15

8

Подготовка к обеду, ОБЕД

12.15-12.45

9

Подготовка к дневному отдыху, чтение и сон

12.45-15.00

10

Воздушные и гигиенические процедуры, гимнастика

15.00-15.35

11

Подготовка к полднику, ПОЛДНИК

15.35-16.00

12

Подготовка к прогулке, прогулка, игры и занятия по плану воспитателя и специалистов

16.00-18.00

13

Возвращение с прогулки, переодевание и гигиена

18.00-18.10

14

Подготовка к ужину, УЖИН

18.10-18.35

15

Игровая и творческая деятельность, чтение художественной литературы

18.35-19.45

16

Раздача детей

19.45-20.00