ГМИИ им. А.С. Пушкина представляет первую в России карту сенсорной безопасности музейного пространства

 

Пресс-конференция: 25 июня 2018, 12:00

Место проведения: ГМИИ им. А.С. Пушкина, Главное здание (Волхонка, 12), Итальянский дворик (вход через подъезд № 5)

 

Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина представляет первую в России карту сенсорной безопасности музейного пространства в рамках программы «Доступный музей». Карта направлена на создание позитивного опыта посещения музея людьми со сниженным порогом сенсорной чувствительности, которая встречается у детей и взрослых с расстройствами аутистического спектра и другими особенностями развития. Для проведения сенсорного аудита пространства музея и составления карты были привлечены специалисты разных профессий, представители общественных организаций, посетители с особыми потребностями.

 

Расстройства аутистического спектра встречаются как у людей, нуждающихся в постоянной поддержке, так и у вполне успешных и состоявшихся, ведущих самостоятельный образ жизни и активно представляющих интересы сообщества людей с особенностями развития. Люди, страдающие расстройствами аутистического спектра, испытывают трудности в социализации и коммуникации, а также в восприятии повседневной сенсорной информации, проявляющиеся в повышенной чувствительности к свету, звуку, большому скоплению людей и т. д. Эти раздражители учитывались при проведении сенсорного аудита залов, наряду с близостью к выходу, местами для сидения, перепадами высоты, наличием отдельно стоящих экспонатов и других объектов. Однако не всем, страдающим расстройствами аутистического спектра, присущи сенсорные нарушения, но в случае, когда они проявляются, профиль этих нарушений весьма разнообразен. Именно поэтому для составления карты было привлечено много разных специалистов.

 

Результатом этой работы стала карта сенсорной безопасности, которая позволит посетителям с особенностями сенсорного восприятия более спокойно чувствовать себя в музее. Помещения музея на карте разделены на залы с минимальной сенсорной нагрузкой, которые рекомендуются для первого визита посетителям со сниженным порогом сенсорной чувствительности. Залы с умеренной сенсорной нагрузкой рекомендованы для повторного посещения музея, а также для людей с умеренными сенсорными особенностями.

 

Карту сенсорной безопасности можно получить на стойке администраторов, а также на сайте ГМИИ им. А.С. Пушкина в разделе «Доступный музей». Печатный вариант карты сенсорной безопасности ГМИИ им. А. С. Пушкина отличается от большинства зарубежных аналогов тем, что акцент сделан на безопасных помещениях музея, а не на сенсорных рисках. В карте указано, куда стоит, если есть риск нежелательного поведения у человека, попавшего в незнакомую ситуацию или имеющего сниженный порог сенсорной чувствительности. Более полная информация об опасных зонах в музее и нескольких уровнях сенсорной безопасности представлена на сайте ГМИИ им. А.С. Пушкина и призвана служить инструментом планирования для посещения музея.

 

Марина Лошак, директор ГМИИ им. А.С. Пушкина: «На протяжении многих десятилетий наш музей знакомит с мировым искусством посетителей с особыми потребностями. Мы надеемся, что новые информационные материалы помогут нашим посетителям более уверенно себя чувствовать в пространстве музея. Эти материалы особенно полезны родителям и педагогам, которые самостоятельно организуют посещение экспозиции музея».

 

Евгения Киселева, руководитель отдела инклюзивных программ ГМИИ им. А.С. Пушкина: «Для посетителей с особенностями развития важным фактором позитивного опыта посещения является предварительная подготовка. Социальная история в виде комикса знакомит со всеми этапами пребывания в музее, включая входную зону, гардероб и экспозиции залов, в которых максимально соблюдены условия для спокойного пребывания».

 

Выпуск карты сенсорной безопасности осуществляется в рамках программы «Доступный музей», направленной на расширение спектра инклюзивности ГМИИ им. А.С. Пушкина.

 

СПРАВКА

 

Сенсорная карта — один из инструментов, принятых в общемировой практике, для снижения рисков негативного пребывания в музее посетителей со сниженным порогом сенсорной чувствительности.

 

Аутизм — состояние, распространенность которого значительно выросла за последние сорок лет – от 1 на 10 000 детей до 1 на 59 детей. Изменения диагностических критериев и информированность родителей и специалистов могут лишь частично объяснить подобный рост. В конце 1970-х годов стало заметным движение на объединение разнообразных проявлений аутизма в один спектр.

 

Сегодня в спектр аутистических расстройств входят как дети, подростки и взрослые, требующие постоянной поддержки с низким уровнем интеллекта и отсутствием речи, так и вполне успешные профессионалы, ведущие самостоятельный образ жизни и активно представляющие интересы сообщества людей с аутизмом. Для всех людей с аутизмом характерны нарушения в двух областях, это дефициты социального общения и повторяющиеся формы поведения. Ко вторым относятся необычные формы сенсорного поведения, проявляющиеся в повышенной чувствительности к свету, звуку, большому скоплению людей и т.д. Эти раздражители учитывались при проведении сенсорного аудита залов, наряду с близостью к выходу, местами для сидения, перепадами высоты, а также наличием отдельно стоящих скульптур и других опасных объектов. Целью было выделение залов, с которых людям с особенностями сенсорной сферы рекомендуется начать знакомство с музеем, то есть залов, в которых максимально соблюдены условия для спокойного пребывания.

 

Расстройства аутистического спектра характеризуются значительной гетерогенностью, не у всех людей с аутизмом имеются сенсорные нарушения (до 2012 года особенности сенсорной сферы не входили в диагностические критерии), а у людей, у которых они есть, профиль нарушений весьма разнообразен.

 

Программа «Доступный музей» в ГМИИ им. А.С. Пушкина

 

Собрание ГМИИ им. А.С. Пушкина дает уникальную возможность для изучения окружающего мира и знакомства с мировой художественной культурой всем посетителям, в том числе взрослым и детям с особыми потребностями. На протяжении многих лет Пушкинский музей сотрудничает с фондами и ассоциациями, оказывающими поддержку инвалидам. Стремясь к расширению спектра инклюзивности, ГМИИ им. А.С. Пушкина в 2016 году инициировал программу «Доступный музей». Проект объединяет выставочные и образовательные инициативы, а также мероприятия, направленные на создание удобной среды для посетителей с разными потребностями. Целью «Доступного музея» является не только подгтовка специальных проектов, но и обеспечение максимально возможной доступности уже существующих программ.

 

Центр эстетического воспитания «Мусейон»

 

Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон» ГМИИ им. А.С. Пушкина — это научно-практический отдел музея, разрабатывающий и координирующий программы творческого развития детей от 5 до 18 лет на основе художественных коллекций музея, студийных и аудиторных занятий, с активным использованием аудиовизуальных и мультимедийных средств. Заведующая Центром эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон» ГМИИ им. А.С. Пушкина — Ольга Морозова.

 

В 2006 году при активном участии И.А. Антоновой в центре «Мусейон» была создана мастерская арт-терапии, педагоги которой накопили большой опыт проведения занятий с детьми с особенностями развития. Арт-терапия — одно из направлений психотерапии, где искусство является инструментом для решения различных психологических проблем. Цель занятий — снять психологические ограничения, расширить кругозор, помочь детям влиться на равных вместе с другими людьми в единый поток культуры. Музей открывает им доступ к новой информации, к непреходящим ценностям и сокровищам мирового искусства.

 

За время многолетней работы с детьми художник, педагог и арт-терапевт Мария Дрезнина, создатель мастерской арт-терапии в музее, выработала определенные методы и приемы занятий изобразительным искусством, направленные на то, чтобы ребенок смог соприкоснуться с миром культуры и творчества, смог выразить себя как личность, открыл в себе творческого человека.

 

С 2015 года совместно с Фондом содействия решению проблем аутизма в России «Выход» в музее реализуется программа «Аутизм. Дружелюбная среда».

 

Пресс-служба ГМИИ им. А.С. Пушкина

+7 (495) 678 34 27

press@arts-museum.ru

pushkinmuseum.art

 

Отдел инклюзивных программ

+7 985 863 39 84

Inclusion@arts-museum.ru

pushkinmuseum.art/museum4all

БЛОГОДАРНОСТЬ

 

ГМИИ им. А.С. Пушкина выражает благодарность Благотворительному фонду «Абсолют-Помощь» — стратегическому партнеру программы «Доступный музей».

 

ГМИИ им. А.С. Пушкина выражает благодарность экспертам, принявшим участие в работе комитета по созданию карты сенсорной безопасности:

 

А.Б. Сорокину (Федеральный ресурсный центр по комплексному сопровождению детей с расстройствами аутистического спектра МГППУ, Университетская клиника ПИМУ Министерства здравоохранения РФ), Н.А. Поляковой (заместитель директора Благотворительного фонда «Абсолют-Помощь»), К.А. Новиковой (Фонд содействия решению проблем аутизма в России «Выход»), Ю.А. Ахтямовой (РБОО «Центр лечебной педагогики»), И.И. Фликт (ИПРПП ВОС «Реакомп»), Е.В. Багарадниковой и Н.Е. Марьиной (РОО помощи детям с РАС «Контакт»), И.Л. Шпицбергу (директор Центра «Наш Солнечный Мир»), Е.А. Фильберт (Центр творчества, образования, обучения и социальной абилитации «Антон тут рядом»), Н.Н. Казаевой (координатор Благотворительного фонда «Абсолют-помощь»), А.С. Стейнберг (сотрудник Центра «Наш Солнечный Мир»).

 

В работе комитета принимали участие:

И.В. Баканова (заместитель директора ГМИИ им. А.С. Пушкина по научной работе), О.В. Морозова (заведующая Центром эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон» ГМИИ им. А.С. Пушкина), М.Г. Дрезнина (старший научный сотрудник сектора внешкольного и школьного воспитания Центра эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон» ГМИИ им. А.С. Пушкина, художник, арт-терапевт), Е.И. Киселёва (руководитель отдела инклюзивных программ ГМИИ им. А.С. Пушкина), М.Ю. Жучкова (начальник отдела по работе с посетителями ГМИИ им. А.С. Пушкина), А.Р. Джумаева (специалист отдела инклюзивных программ ГМИИ им. А.С. Пушкина), М.А. Молочников (специалист отдела инклюзивных программ ГМИИ им. А.С. Пушкина).