Адаптация – привыкание детей к новым условиям жизни в дошкольном учреждении.

         Основной задачей воспитателя является создание условий, способствующих: охране физического и психического здоровья детей; обеспечению их эмоционального благополучия; свободному и эффективному развитию способностей каждого ребенка.

         Современное направление дошкольной педагогики – отказ от учебно-дисциплинарной модели воспитания и переход к личностно-ориентированной модели. Цель данной модели – содействовать становлению ребенка как личности. Это предполагает решение следующих задач (психологическое здоровье, формирование начал личности, развитие индивидуальности). Способы общения взрослого и ребенка предполагают умение встать на позицию ребенка, учесть его чувства и эмоции. Тактика общения – сотрудничество. Позиция педагога исходит из интересов ребенка и перспектив его развития как равноправного партнера в условиях сотрудничества. Личностно-ориентированная модель не отменяет систематического обучения и воспитания детей, проведения с ними планомерной педагогической работы. Она обеспечивает первый этап становления развитой личности. Поскольку физическое здоровье детей образует неразрывное единство с их психическим здоровьем, с их эмоциональным благополучием, то пути достижения физического и психического здоровья ребенка не сводятся к узкопедагогическим средствам физического воспитания и медицинским мероприятиям. Они пронизывают всю организацию жизни детей в детском учреждении, организацию предметной и социальной среды, режима и разных видов детской деятельности, учета возрастных и индивидуальных способностей. В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям. В состав базиса личностной культуры включается ориентировка ребенка в природе, предметах, созданных руками человека, явлениях общественной жизни, наконец, явлениях собственной жизни и деятельности, в себе самом.

         Позиция личностно-ориентированной педагогики предполагает, что ребенок рассматривается в совокупности всех своих индивидуальных проявлений, включая возрастные.

         Дети, поступающие в санаторий, особые дети, так как, прежде всего они больные дети, причем часто диагноз – недержание мочи, а данное заболевание заставляет ребенка подчас страдать морально. Родители не  всегда вовремя распознают болезнь ребенка, не всегда вовремя обращаются к врачу и считают энурез провинностью. Ребенка начинают наказывать, насмехаться, особенно дети-сверстники, что приводит ребенка к замыканию в себе, к всевозрастающему чувству собственной неполноценности, к мысли о том, что то, что с ним происходит постыдно. Поэтому к данным детям требуется особый подход, особое внимание, доброе и чуткое отношение. Резкая смена условий жизни ребенка, поступившего в дошкольное учреждение часто сопровождается переживанием, снижением его активности (речевой, игровой), неблагоприятно сказывается на и без того нездоровом организме, и привыкание ребенка к новым условиям протекает болезненно. Если ребенок воспитывался в семье, не посещал до этого детское дошкольное учреждение, период адаптации протекает тяжелее, чем у детей, привыкших посещать детские сады. Здесь ребенку непривычно все: отсутствие родителей; незнакомые люди в белых халатах; подчас не всегда приятные, а иногда болезненные процедуры, необходимые для выздоровления; большое количество детей, причем детей очень разных; новый распорядок дня; обращение взрослых, также отличается от того, к какому они привыкли дома. Новая обстановка выводит ребенка из равновесия, и нередко вызывает бурную реакцию. Если при привыкании к детскому саду ребенок имеет возможность постепенного перехода к новым условиям (частичное пребывание, которое потом удлиняется, но вечер и ночь ребенок  в привычной для него обстановке —  в семье), то при поступлении в детское лечебное учреждение такая плавность привыкания отсутствует. В отличие от детского сада дети поступают в санаторий почти одновременно, в течение двух-трех дней, что усложняет процесс привыкания к новым условиям и накладывает особую ответственность на педагогический и медицинский персонал.

         Работа воспитателя по обеспечению благоприятного процесса адаптации начинается до поступления детей, в период подготовки всего санатория к приему. Прежде всего – это создание чистоты и уюта, правильно и эстетически оформленные зоны деятельности детей. Необходимо предусмотреть, чтобы у ребенка была возможность заняться любимым делом в любое удобное для него время. Одним из важных мест в жизни ребенка является личное время, где он проявляет собственные и разносторонние интересы. Иметь свободное время и уметь его заполнить – не менее важно для ребенка, чем участие в коллективных действиях. Воспитатель должен так расположить оборудование и наглядный материал, определить зоны деятельности, игровые уголки, чтобы ребенок чувствовал себя полноправным владельцем игрушек и игр, мог свободно перемещаться по группе, получать удовольствие от жизни окружающих его детей и взрослых.

         Разумеется, для привыкания детей подбор игрушек и организация развивающей среды имеет немаловажное значение, но самое главное заключается в создании атмосферы радости и внимания взрослых: необходимо, чтобы ребенок с первых минут почувствовал, что его здесь ждали, к его приходу готовились, что отношение к нему доброжелательное и внимание искреннее. Практика показала, что первый день пребывания – самый сложный и воспитатель должен готовиться к нему с особой тщательностью. При непосредственном приеме детей воспитатель должен использовать каждую минуту для знакомства с детьми, установления с ними контакта. Так как в первые два дня мы не проводим занятий, время свободной деятельности детей не ограничено, что помогает детям быстрее познакомиться со сверстниками, а воспитателю понаблюдать за ними, составить первое впечатление, обратить внимание на установление взаимоотношений между детьми, что в дальнейшем поможет педагогу в предстоящей работе. В первый день воспитатель знакомит детей с группой, показывает игровые уголки, рассказывает о жизни и традициях санатория. Знакомит и рассказывает о людях, которые будут за ними ухаживать в период их пребывания (именно ухаживать, заботиться, а не работать). Тон воспитателя должен быть ласковым, доброжелательным. Вопросы детей нельзя оставлять без внимания и отвечать на них нужно только правдиво. А вопросы в первый день приблизительно одни и те же: «А мама завтра придет? Завтра меня заберут?» Ни в коем случае нельзя обещать ребенку, что через день-два он будет дома. Воспитатель объясняет детям, что здесь, в санатории они будут некоторое время жить, время, необходимое для их полного выздоровления. Сразу же говорим детям, что мамы, папы, бабушки будут приходить и гулять с ними. Этот момент мы считаем очень важным, ибо малейшая ложь, даже во имя сиюминутного успокоения ребенка, потом оборачивается недоверием к воспитателю, и усугубляет переживания малыша. Во время первого обеда мы предлагаем детям самостоятельно выбрать себе место за столом и сесть с тем ребенком, с которым он успел подружиться – ведь с первых же часов проявляется детская симпатия друг к другу. Последующие режимные моменты – умывание, подготовка к отдыху, должны протекать спокойно и плавно. Показав ребенку кровать, мы разрешаем положить рядом с собой принесенную из дома игрушку, и предлагаем послушать сказку такую, какую им хочется послушать в настоящий момент. Если в силу своей застенчивости и скованности дети не могут назвать сказку, педагог предлагает свой вариант. Сказку в первый день мы не читаем, а обязательно рассказываем, что тоже очень важно. При рассказывании воспитатель видит глаза каждого ребенка, в которых отражено очень много, ребенок реагирует на поступок того или иного героя, сказать, высказать свое отношение к этому, он пока стесняется, но в глазах отражаются его чувства. Проведение и организация второй половины дня с поступившими детьми не менее важна, чем первая. Выход на первую прогулку, первое самостоятельное одевание. Многие в первый день от волнения, от незнакомого помещения теряются, путают свои вещи, не могут сами справиться с одеждой (чаще всего впоследствии выявляется, что абсолютное большинство детей прекрасно владеют навыками самообслуживания). И вот тут воспитатель должен подбодрить ребенка, рассказать какую-либо шутку и попросить кого-нибудь из детей помочь тому ребенку, у которого что-то там не получилось. Своим миролюбием и открытостью дети дадут взрослым сто очков вперед. Они не обсуждают, не смеются, они в буквальном смысле слова бросаются на помощь друг другу. А ведь так важно для ребенка в этот период сочувствие и внимание сверстников! Как важно поощрение взрослого, реакция воспитателя на самый незначительный успех! Необходимо, чтобы педагог похвалил ребенка за выполненное поручение, зафиксировать в его сознании радость успеха, утвердиться в том, что он многое может, почувствовать свою нужность!

         Во время первой прогулки воспитатель знакомит детей с участком, где будет гулять группа, совершаем краткую экскурсию вокруг здания санатория, показываем то, что интересует детей, отвечаем на вопросы. Обязательное условие первой прогулки —  свободное передвижение ребенка, никаких построений парами и хождение группой. Шаг ребенка спокойный и свободный, он идет туда, куда ему хочется (разумеется в пределах разумного). Ребенок осваивает новое для него пространство, изучает, созерцает, и педагог не мешает ему. Первый вечер для ребенка, впервые оказавшегося вне дома, бывает очень тягостным, если не подготовиться к нему заранее. Обычно мы устраиваем чаепитие с гостинцами, принесенными из дома, смотрим мультипликационные фильмы, читаем любимые сказки. Воспитатель по предыдущему опыту знает, что при вечернем укладывании, когда ребенок входит в чужую для него спальню с множеством кроватей, когда он видит, что за окном вечер, малыш очень часто начинает нервничать, не может вспомнить, где же его кроватка. И очень важно в этот момент не пропустить ни одного тревожного взгляда, не оставить без внимания ни единого ребенка. Необходимо подойти к каждому, уделить внимание всем детям без исключения. Ласковое, одобряющее слово, мягкая шутка – и слезы высыхают, а на лице ребенка – улыбка. И если это происходит – значит первый день прошел успешно, и появляется надежда, что период привыкания не будет для ребенка тягостным.

         Последующие дни мы начинаем с того, что узнаем у мед.персонала, как чувствует себя каждый ребенок, как он провел ночь, как прошло пробуждение утром. В первые дни пребывания детей, т.е. во время их адаптации, мы постепенно приучаем детей к режиму, организуем их деятельность, причем вид деятельности ребенок выбирает самостоятельно. При играх детей мы следим за взаимоотношениями детей, при необходимости корректируем, помогаем разрешать конфликтные ситуации. При общении с ребенком, будь то игровая деятельность или разговор с малышом (а дети так любят рассказывать о себе, о своих друзьях, о своей семье) мы начинаем создавать для себя представление о ребенке, о том, в какой обстановке он воспитывается, чем занимается, что его больше всего интересует, как он общается со своими друзьями, чем эти друзья ему нравятся, и что вызывает неприязнь. После беседы с врачом и родителями мы приблизительно узнаем его положительные и отрицательные стороны, его наклонности, и можем не только предусмотреть его реакцию на какое-либо действие, но и определить индивидуальный подход, определить методы и приемы, приемлемые для того или иного ребенка. Ведь ни для кого не является новостью, что темперамент ребенка определяет и подход к нему. Ребенок – сангвиник требует постоянной смены деятельности, он не может быть долго сосредоточен на одном и том же, но это не порок – это свойство его темперамента. Ребенок – меланхолик требует к себе больше заботы и внимания – это ему необходимо. Ребенок же холерик требует от воспитателя огромного самообладания и умения противопоставить его буйству – спокойствие и хладнокровие. При общении с флегматичным ребенком необходимо находить средства, способные пробудить в нем интерес и этот интерес нужно распространять на все виды его действий.

         Как же объединить всех этих детей, как сделать так, чтобы период адаптации прошел легко, и чтобы на протяжении всей последующей работы мы были дружны с детьми, чтобы ребенок был откровенен с воспитателями, чтобы между детьми установились теплые, доверительные отношения? Для того, чтобы добиться необходимых результатов воспитатели пользуются элементарными диагностическими картами (составленными самими воспитателями). Также воспитатель выбирает методы и приемы обучения и воспитания детей, необходимые для последующей работы с детьми. Основным и важнейшим видом деятельности детей в период адаптации является игра, в которой более широко раскрываются индивидуальные качества и способности каждого ребенка.

         Особый интерес вызывают диагностические методики, применяемые в работе психологов дошкольных учреждений. Такими методиками воспитатели могут пользоваться не как диагностическими, а применять их для выявления развития ребенка.

         В своей работе воспитатели пользуются материалами (конспекты занятий, всевозможные игры и др.) предлагаемыми современными программами («Радуга», «Развитие», «Детский сад – дом радости»).